Психология развития интегрального сообщества - 5
Растем играючи
Без игры невозможно развитие
Участники беседы:
Михаэль Лайтман - известный ученый-исследователь в области классической каббалы, доктор философии, профессор онтологии и теории познания, член Всемирного Совета Мудрости (World Wisdom Council), основатель Международной академии Каббалы.
Анатолий Ульянов - сертифицированный гештальт-терапевт Европейской Ассоциации Гештальт Терапевтов (ЕАГТ), преподаватель психологии в Высшей школе эстетического воспитания "Краса России", тренер и преподаватель Международной Академии Лидерства, научный консультант многих телевизионных программ.
– Мы продолжаем прояснять методику интегрального и глобального развития человека. И тема, которую я хотел бы обсудить, это игры, в которые играют дети или взрослые.
Несколько десятилетий назад вышла ставшая культовой книга культуролога, философа Йохана Хёйзинга. Она называется "Homo Ludens" - "Человек играющий". После ее появления очень много стали говорить о роли игры в развитии человека и в жизни вообще.
Итак, что такое "игра"?
– Давно известно, какое большое влияние оказывают игры на развитие человечества.
Мы любим играть. Практически большую часть нашей жизни мы играем. Я помню, когда сдавал кандидатский минимум в свое время, то у меня был вопрос по играм.
Да, игры - они и в математике, и в природе. В растительных и животных организмах, занимают очень важное место в развитии. То есть в любом преобразовании, любом движении вперед - от состояния к состоянию - есть элементы игры.
– И всё-таки существует стереотип, что игры - это нечто связанное с детством, и когда человек вырастает, ему уже не пристало играть, а надо быть серьезным, важным и так далее.
– Да, к сожалению. Это, конечно, косное представление о мире. Если человек перестает играть, он перестает развиваться.
Пять определений понятия "игра"
– У каждой игры есть пять определений, основных характеристик.
Первой характеристикой игры является добровольность и свобода. То есть Хёйзинг писал, что игра - это и есть свобода.
В нашей интегральной методике мы говорим о группе детей. Как организовать, чтобы их действия были добровольными? Ребенок может войти, выйти в любой момент из игры или нет?
– Добровольно и свободно - имеется в виду выбор своих действий, поступков, их обсуждение, при котором любой человек (ребенок или взрослый) до тех пор пока он не уверен в том, что поступает согласно своему убеждению, тому анализу, который провел, решению, к которому пришел, до тех пор, пока у него нет уверенности в следующем ходе, он его не делает.
И когда он проделывает какую-то операцию, совершает ход, действие в жизни, как в игре, он четко знает, что это делает он сам. Сам пришел к этому выводу, и сам так поступает.
– Итак, первое: это свобода и добровольность входа и выхода.
Второе: игра - всегда как будто понарошку. Ребенок должен знать, что это - игра.
Далее, для игры характерны игровая зона и время, то есть начало и завершение игры.
– Какие-то границы.
– Да.
Четвертый пункт: игра всегда сопровождается правилами, а также правилами и является.
И последний пункт: важен процесс игры, а результат игры - он как бы вторичен. Хёйзинг вообще говорил о том, что как только в игре появляется результат, она перестает быть игрой.
– Если он заранее определен, то ограничивает свободу выбора.
– Это кратко. А теперь более подробно. Вы говорили, что есть игры в животном мире, и даже у растений...
– Даже на уровне развития клеток, органов, организмов, внутри действий в живых организмах, в живой материи мы наблюдаем элементы игры.
Никакой рост, никакое развитие невозможно без того, чтобы не существовало несколько вариантов, и не производился определенный выбор, именно игровой. Здесь можно привлечь и теорию вероятности, и математическую теорию игр. То есть мы видим, что природа играет.
Игра жизни
– Сейчас я почему-то вдруг вспомнил о "лила?", на Востоке это называется "игра жизни"... Там бросаются кости. Откуда надежда на вероятность, на кости?
– Когда мы не можем знать четкого решения, то предоставляем себя судьбе, надеясь на то, что существует рок, непредсказуемая высшая сила, управляющая нами, и мы таким образом отдаемся ей. Конечно, в играх отношение к этому несерьезное.
В жизни мы видим, что, несмотря на то, что каким-то образом планируем и желаем, чтобы всё было по нашим планам, в итоге всё происходит по каким-то другим законам.
И здесь возникает противоречие между здравым смыслом, моими установками и тем, что на самом деле получается в жизни.
Каким образом я могу уйти от своих установок и слиться с теми действиями, которые происходят на самом деле и вне меня, то есть под воздействием какой-то внешней Высшей силы природы?
Сейчас мы входим в состояние интегрального, глобального управления природой. Раньше мы этого не замечали, развиваясь согласно своему эгоизму в каждом поколении, и при этом меняли себя, общество, общественный строй и так далее.
А сегодня мы начинаем обнаруживать себя, как индивидуалистов, эгоистов, в совершенно другом формате: включенными в какой-то механизм, действующий как интегральный, словно аналоговая схема, где все части взаимно соединены, взаимно определяют состояние друг друга, и никто не имеет свободного движения. Мысленно, желаниями, не говоря уже о физических действиях, - человек воздействует на весь остальной мир. Так называемый "эффект бабочки".
Существует противоречие между тем, какими мы созданы, как планируем мир, исходя из своей природы, и каким образом на самом деле природа на нас воздействует. Возникает противоречие между двумя системами. Вот тут-то и появляется желание сыграть.
Сыграть - это, практически, отдаться на волю той интегральной природе, которая нами управляет, но которую мы не можем понять, и в согласии с которой действовать не в состоянии. Как же нам быть?
И поэтому человек как бы отдается той силе, тому управлению, которое исходит со стороны природы и бросает кости - "что получится в итоге - не от меня, я просто отдаю себя на волю случая".
Если бы мы попытались подыграть природе, то выиграли бы на самом деле. Конечно, не бездумно "бросать кости", а попытаться проникнуть в интегральное управление. И хотя оно противоречит нашему здравому смыслу, если бы мы попытались к нему приблизиться, то увидели бы, что иногда стоит так поступать, и выигрыш при этом очевиден.
– Если взять обычную традиционную игру, тут же возникает стереотип, что это - соревнование, в результате которого одна сторона выигрывает, а другая проигрывает.
Когда вы говорите про выигрыш в глобальной, интегральной игре, о чем идет речь? В чем заключается цель и результат игры?
– Цель заключается в том, чтобы не совершать действий, которые заранее обречены на неудачу. Потому что они никоим образом не связаны с теми действиями, которые заложены в природе, и которые всё равно она реализует.
А если мы действуем по-другому, в несколько ином направлении, то согласно углу отклонения от запрограммированного в природе, ощущаем страдания. И если я отклоняюсь от интегрального закона развития природы на 10 градусов, или моя угловая погрешность составляет 20 или 30 градусов, в зависимости от этого возникают землетрясения, цунами, ураганы, финансовые катастрофы или даже войны.
Если бы мы начали таким образом изучать себя относительно интегрального управления, под которым мы сегодня находимся, то смогли бы предотвратить много катастроф, постепенно научились бы чувствовать, анализировать наши действия, как желательные или нежелательные. Не зря древняя народная мудрость говорит, что "если не знаешь, как поступать, то лучше сиди и ничего не делай", - это предпочтительней, чем поступать неразумно, потому что этим ты отклоняешься в сторону. А так ты просто пассивно отдаешься этому движению.
Правила в интегральной игре
– Если мы предполагаем, что в игре очень важны правила, то могли бы Вы описать какие-то основные правила этой большой интегральной игры?
– Мы знаем из техники, что значит "интегральные", "аналоговые" системы - когда вход и выход соединены вместе через всю систему, и все ее части полностью взаимносвязаны, как шестеренки в замкнутом механизме.
Постепенно, по мере нашего развития, сцепление между ними становится все более и более жестким. Раньше мы могли как-то проскальзывать и цеплять немножко на поворотах друг с другом наши колесики, ведь каждый из нас представляет собой такую шестеренку: и государство, и общество, и целые цивилизации. Сегодня же мы входим в такое состояние между собой, когда каждый, кто крутится, обязательно находится в жестком сцеплении с другими. И тем самым определяет в лучшую или в худшую сторону движется человечество.
Поэтому, если бы мы приостановили себя и поменьше планировали свою жизнь согласно нашему эгоизму, то пришли бы к какому-то общему результату. К тому, что необходимо создать общую систему управления, как бы мировое правительство, которое бы соединяло в одну единую систему все наши операции и действия в мире. И таким образом, мы бы пришли к большему пониманию этой интегральной системы и предотвратили многие катастрофы.
Мы видим, как сегодня происходят эти действия, например, перевороты в ближневосточных странах и не только там. То есть постепенно такое мировое правительство образуется. Жизнь заставляет. Но хотелось бы, что бы всё произошло более гуманным путем, и подход был системным.
– Если предположить, что человек, играет, действует по законам природы, то кто будет ему противоположен, это что за существо?
– Исправленному человеку противоположен эгоист. Необходимо поменьше эгоистически действовать, в первую очередь.
Сегодня любая игра в протекционизм ведет к ужасным последствиям. Ты просто включаешь сцепление или начинаешь крутить шестеренки в обратную сторону, в первую очередь, конечно, во вред себе. И поэтому необходимо каким-то образом остановить это единоличное эгоистическое движение всех в разные стороны. Надо убедить мир, что сотрудничество необходимо. И мы сегодня это в состоянии сделать.
Каково это сотрудничество? Мы обязаны привести весь мир к подчинению глобальным решениям. Но вначале давайте просто начнем сближаться! Представим, что нет ни Южной Америки с ее диктаторами, ни восточных правителей, ни США, ни России, ни Европы посреди всего мира, ни Китая с его поднимающимся миллиардным населением... И мы имеем на это сегодня силы, потому что зависимы друг от друга и в экономике, и в политике, и, особенно, в обеспечении сырьем. Мы могли бы прийти к такому состоянию. И потом уже включать элемент игры.
– Вы сейчас затронули вопрос, который связан напрямую с воспитанием. Дело в том, что мое поколение с детства воспитывали таким образом, что если что-то не нравится, не получается, надо еще больше прикладывать усилий, и тогда будет результат. То, что Вы говорите, это звучит по-другому.
Всё-таки, я должен прикладывать эти усилия или должен остановиться и осмотреться, где я нахожусь и что дальше делать?
– Большинство наших действий ведет к обратным результатам, поэтому прикладывать еще больше усилий, еще больше ломать - это неверно.
Нам надо сначала выяснить - находимся ли мы в гармонии с природой. То есть насколько наши программы, наши действия поддерживаются природой. И затем сделать вывод - а что от нас требуется?
Ведь мы развиваемся под воздействием каких-то внутренних побуждений, которые в нас развивает природа, а мы их реализуем. Не лучше ли нам прислушаться к тому, какие планы существуют в нашем природном развитии? И в соответствии с этим себя строить.
Природа может развивать нас грубой силой или, наоборот, щадяще, в зависимости от того, каким образом мы себя спозиционируем. В этом и заключается наша первая задача.
Кто судья в интегральных играх
– В любой игре, во всяком случае, в играх, которые мы знаем, помимо участников, существует объективный персонаж, судья. Если мы говорим об интегральных и глобальных играх, там есть судья? Некто, кто действует более объективно, чем мы, незнающие?
– Хотелось бы, чтобы это было собрание исследователей, серьезных ученых, социологов, политологов, экономистов и так далее, которые работали бы совместно. Потому что мы представляем собой одну единую систему, в которой это всё взаимосвязано. Мы же понимаем, что принятие решений не может происходить силовым методом. Сегодня это ясно, по-моему, всем. Ломаются все представления о силовых структурах, которые могут единолично принимать решения, управлять и внедрять. Так что, должен быть судья - серьезная исследовательская группа, которая предлагает свои решения после того, как наблюдает за происходящим и может действительно противопоставить общество природе, выявить погрешности и дать свои оценки, корректируя наши следующие действия.
Игра до полного подобия природе
– Согласно теории игр важнейшей составляющей игры являются правила. Эти правила должны быть постоянны, или должны все время меняться?
– Они меняются всё время, потому что мы всё время углубляемся в себя и в окружающий мир и всё время обнаруживаем себя глобально связанными в более глубоких слоях. И хотя природа интегральна, глобальна во всей своей глубине, но, как говорится, нет атома во всей Вселенной, чтобы любое изменение, произошедшее с ним, не вызвало бы изменения во всей Вселенной. Эта глобальность, она - тотальная.
Но дело в том, что мы не можем пока ощущать эту систему, и поэтому не в состоянии еще управлять человеческим обществом.
Представляете, что в идеале природой задано такое состояние, когда любое наше движение - физическое ли, внутреннее, на уровне желания или разума, должно быть в абсолютной гармонии со всей Вселенной. Просто невообразимо, к чему мы должны прийти, как мы должны почувствовать всю природу в итоге нашего развития. Но природа нас к этому приведет.
Наше сопоставление себя с этой глобальной, интегральной природой, постепенное приближение к ней, содержит элемент игры, потому что мы многого не знаем. Мы не знаем следующего нашего шага. Мы должны его каким-то образом предусматривать, предчувствовать, играть в него. Может быть, сыграть его, а потом каким-то образом реализовать между собой в нашем обществе, возможно, в каких-то его частях, где мы всего лишь изучаем это явление, которое хотим затем привнести в ближайшее окружение или в человеческое сообщество в целом.
Существует очень много таких игровых элементов, являющихся более исследовательскими, чем игровыми. Но исследование - это тоже своего рода игра.
И поскольку мы входим в изучение природы и себя на все более глубоких уровнях, а интегральная природа раскрывается нам каждый день все более явно, поэтому игра постоянна - вплоть до полного подобия природе, то есть такого состояния, которое мы представить себе сегодня не можем.
Однако можно предположить, что таким образом это задействовано и заложено в природе, к этому она нас ведет. Очевидно, что эгоизм специально создан в человеке для того, чтобы дать ему возможность играть, а значит развиваться, вплоть до уровня понимания, осознания, адаптации и даже участия в управлении всей этой интегральной природой.
Что значит интегральное развитие?
– Есть какие-то свойства, качества в поведении человека, которые перечеркивают эту возможность, не дают человеку развиваться?
– Если он не согласен, если он себя противопоставляет этому...
А мы это сейчас увидим очень быстро. На примере тех стран, где существует, в первую очередь, режим грубого подавления возможности людей интегрально развиваться.
Что значит интегральное развитие?
Фундаменталистские режимы кажутся более близкими на настоящем этапе к реализации интеграции, потому что объединяют общество, ведут его под каким-то своим лозунгом, символом, знаменем и так далее. То есть на определенном этапе пути они могут быть более удачными, соответствующими интеграции - внутри себя, по крайней мере.
Но на следующем этапе они начнут противопоставлять себя всему остальному, более глобальному управлению, и тогда, естественно, начнут рушиться. Их разрушение будет вызывать огромные изменения, внутреннюю перестройку их обществ, где каждый элемент уже будет осознанно входить в контакт между собой и с другими.
Нам надо изучать эти явления, но именно с точки зрения постепенного приближения каждой части и всех в целом к глобальному единению.
Интернет-игра "Добрый Вавилон"
– Если рассматривать интегральное глобальное общество в процессе эволюции, то здесь тоже присутствует постепенное развитие игрового пространства от комнаты и до всего мира. Давайте вернемся в нашу игровую...
– Вот если б мы взяли и создали такую игру-систему в Интернете и предложили бы всему человечеству! Поощрением были бы хорошие призы или почести, то, чем можно привлечь маленьких эгоистов, таких, какими являемся мы. Давайте создадим единое человеческое сообщество. Назовем эту игру, допустим, "Вавилон", - если еще нет такой. Только Вавилон не в отрицательном смысле слова, а в положительном.
Это была бы игра в сотрудничество. Сюда должны быть заложены постепенно проявляющиеся эгоистические проблемы на любом уровне - между людьми, цивилизациями, эмоциональные, личные, семейные. Борьба за источники пищи, сырья, богатства, знания, славы, власти. А люди, играющие в эту игру, должны сами предлагать решение этих проблем. А специалисты, психологи вносили бы в эту игру как можно больше живых элементов, то есть моделировали бы ее так, чтобы она обязательно вызывала в человеке настоящие эмоции.
Игра постепенно превращалась бы в театр. А игрок начинал бы отрабатывать на себе роль интегральной части сообщества, пока еще виртуального. Но уже ощущал бы изменения, которые происходят в нем поневоле, и видел желательные следствия этой игры в реальном мире. И, если бы они таким образом происходили, - насколько бы он и окружающее пространство становились более добрыми, безопасными и так далее. Мы превратили бы игру в систему интегрального воспитания.
Я надеюсь, что нечто подобное появится в Интернете. Поэтому он и называется "Интер-нет" - всемирная, всеобщая, связывающая всех система.
– Я не люблю компьютерные игры, но эта меня заинтересовала.
– Здесь мы имеем возможность создавать человека, лепить его! Он сам будет это делать! Включаясь в игру, начнет видеть возможности изменения себя ради достижения какой-то цели, получать по дороге призы, одобрение, уважение, то есть всё, что его может двигать вперед.
Если играть будут взрослые, то дети увидять насколько он преуспел, насколько это подталкивает его вперед. Или, наоборот, если игроки - дети, которые в этом будут преуспевать, то родители будут им рады и покажут свое одобрение. Надо использовать эгоизм для правильного движения к интеграции.
Посмотрите на все эти сообщества в интернете! Это же всё - игра!
Так почему нам не сделать это? Но создать эту игру продуктивной, направить в такую сторону, где она принесет пользу. Такая игра создаст нового человека. Он поневоле увидит на месте, как именно надо играть. Мы знаем, как сами действия нас изменяют.
– Тогда не будет проблемы, как отогнать ребенка от компьютера. В этом не будет необходимости.
– Ребенок будет в этом участвовать, это будет его среда! Под воздействием такой среды каждый из нас может себя опробовать.
Причем, если в этой системе постепенно будет проявляться глобальность и интегральность, то мы сможем на ней же отработать наши следующие модели поведения. Я смогу обращаться к ней как к эксперту по следующим своим действиям и в итоге меньше ошибаться.
Я создаю, в общем-то, игру, но на самом деле я создаю модель правильного общества. И поэтому, если я себя в ней двигаю как бы фишкой, помещаю себя в какие-то определенные слои, действия, свойства, изменения, общение и так далее, то я уже заранее могу видеть где я на самом деле преуспеваю, а где нет. Ведь законы интегрального общества, постепенно проявляющиеся в этой системе, дадут мне нужную реакцию - отрицательную или положительную. Вот тут я и выберу для себя самый оптимальный вариант движения к центру моего равновесия со всей системой, то есть к своему самому комфортному состоянию.
– А что является центром этой равновесной системы? Как определить, что я двигаюсь именно к центру?
– А я чувствую себя там лучше всего. С одной стороны, ощущаю себя абсолютно свободным. С другой стороны, абсолютно связанным со всеми, и мне это дает еще большую свободу.
Поразительно, конфликтные, вроде бы, воздействия на меня: я чувствую, что замкнут со всеми остальными шестеренками, кручусь вместе с ними, - и мы находимся в одной слаженной игре. Переживаем взаимное удовольствие, взаимное расширение, познание, понимание, наслаждение. Я всё получаю и ни от кого ничего не скрываю, наслаждаюсь от того, что нахожусь с остальными в гармонии и отдаю им.
Как, допустим, в волейболе - именно пассы создают между нами состояние игры, когда мы правильно взаимодействуем друг с другом. То же самое и здесь, только в полной мере, во всех своих слоях: и животных, и человеческих, - я начинаю ощущать себя в состоянии глобальной, интегральной, прекрасной игры. Сквозь меня проходят потоки общения, как в игре при передаче мяча. Именно в этой гармонии мы находим наслаждение от игры.
Интегрируясь, мы поднимаемся выше Вселенной
– Вы не раз говорили о том, что очень важно, чтобы человек вышел из своего "Я" и попробовал другую роль, посмотрел бы на жизненную ситуацию с другой точки зрения. Если мы представляем, что в этой глобальной игре есть мужчины и женщины разного возраста и профессий, - я могу зарегистрироваться и стать, допустим, ребенком, или я должен быть самим собой всегда?
– Дело в том, что если я подключаюсь к этой системе, то я обязан включить в себя всех окружающих, иначе не смогу быть с ними гармонично связанным. Поэтому я обязан прочувствовать, понять всех. То есть я должен раскрыть все свои свойства, задатки, которые изначально во мне существуют, только они скрыты, искажены природой. Я превратил себя в какого-то эгоистического мутанта! А если я в себе их начну раскрывать, то обнаружу возможность ощутить абсолютно всю природу - неживую, растительную, животную и все человечество, и даже выше этого.
Когда мы включаем в себя всё, когда все потоки информации, мыслей, желаний проходят сквозь меня, то я начинаю ощущать следующий, высший слой природы, ее общий план, ее общий замысел, причину и следствие, цель и конечное состояние.
Мы говорим о том, что наша Вселенная, очевидно, возникла из какого-то взрыва, из разорвавшейся непонятной нам точки бесконечной энергии, из которой образовалась вся материя и информация. А где начало всего этого, что было до того? Тут мы остаемся с большим вопросом. Это всё - где-то вне нашего понимания, разумения. И то же самое - конец. А где же все эти последовательные действия затем сходятся во что-то определенное?
Мы видим на каждом отрывке, фрагменте действия природы причинно-следственное развитие с определенной целью на каждом этапе. Конечной цели мы не видим.
Эта конечная цель для нас сегодня может определяться, как абсолютная гармония всех частей природы. К этому всё стремится: и с точки зрения материи, и энергии, информации, энтропии. На эту тему существует много трудов и исследований.
Интегрируя между собой и со всем окружающим миром, мы начинаем ощущать замысел природы и ее конечное состояние, цель. Мы начнем ощущать себя, одновременно существующими и в следующем ее уровне - в информационном, общем, цельном.
Человек начнет ощущать в чем-то вечность, бесконечность, совершенство, то, что существует над нашей Вселенной, в огромной мысли природы, то, что побудило эту каплю энергии разорваться и создать всю нашу Вселенную.
И, возможно, мы обретем такое ощущение, зрение, когда наша Вселенная будет наблюдаться нами умозрительно, со стороны. Хотя это уже другой разум.
Перед человеком здесь открываются огромные перспективы. Так и должно быть, ведь достижение интегральности выводит нас за пределы нашей Вселенной. Тут существует прорыв в следующий уровень ощущения, познания, информации.
– То есть я вхожу через интернет в эту глобальную игру, там начинаю взаимодействовать, выстраивать общую систему и смогу дойти до того, что представлю себе общую картину?
– Ощущение интегральности, всеобщей связи на уровне человека разумного (homo sapiens) приводит вас к состоянию, когда вы включаете в себя всю систему природы, более низшей ее части: животной, растительной и неживой, - и таким образом вы начинаете понимать ее замысел, внутреннюю формулу взаимосвязей.
Когда интеграция становится вашей природой, вы начинаете ощущать ее замысел: "Для чего задана вся система развития?". Когда вы достигаете своего исправленного состояния, вы начинаете, как зрелый плод, понимать смысл своего существования. И при этом вы поднимаетесь на следующий уровень.
– И все это можно сделать через интернет, через игру?
– Этого можно достичь через изменение человека. И для этого нам дан, в принципе, эгоизм. С его помощью, постоянно поднимаясь над ним, изменяя себя, вопреки его тормозящему, мешающему, якобы, воздействию, развиваем себя интегрально, осваиваем эту интеграцию. То есть эгоизм постоянно помогает нам развиваться... Как школьники и студенты - если бы не решали задачи в процессе учебы, не смогли бы продвигаться. Так и мы развиваемся в природе, постоянно решая какие-то проблемы.
Перед нами очень интересная цель. Наш эгоизм подобен задаче, которая постоянно развивается, раскрывается. Если мы эту задачу научимся решать, то свой эгоизм будем обращать в связь, во взаимность, в альтруизм, в интегральность.
И тогда мы увидим, что такими мы специально и созданы. В человечестве этот эгоизм постоянно развивался в течение всей нашей истории, - именно для того, чтобы сегодня привести нас к его разумной реализации в нашем сообществе. Тогда, именно благодаря ему, поднимаясь над ним, реализуя его как бы в обратную сторону, в сторону связи между собой, интеграции, мы увидим, что все создано не зря. Что именно эта наивысшая стадия природы - эгоистическая, она подталкивает нас на следующий уровень. Какой? Только поднявшись, узнаем. Мы его ощутим.
Эта информация, энергия, мысль, желание перейдут совсем на другой уровень. Достигнув интегральной связи между собой, мы вознесемся с их помощью на другой уровень существования. Я предполагаю, что это будет выше начальной и конечной точек нашего развития в рамках этой Вселенной, это будет уровень выше нашей Вселенной.
– В любой игре должны быть правила. Кто устанавливает правила в этой интегральной глобальной игре, которую можно реализовывать через интернет?
– Мы сами.
В этом и заключается игра, что она практически без правил. И эти правила постепенно мы, играющие, сами и создаем. Мы вместе постепенно их принимаем, одобряем, исправляем. И всё время постоянно улучшаем, меняем, - это живая система.
Мы ведь строим из себя самих это интегральное сообщество. И в нем мы с вами определяем на самих себе какие законы, правила поведения должны быть между нами для того, чтобы все мы, как шестеренки, крутились - функционировали бы самым оптимальным образом, обеспечивая максимальный комфорт друг другу.
Давайте начнем отрабатывать эту систему.
Я уверен, что в природе это всё заложено. И как только мы начнем двигаться в соответствии с ее планом, который внутри нас желает воплотиться, то будем получать подсказки. Поэтому мы и ощущаем кризисы, что этому плану противоречим. Как бы все время ставим сами себе палки в колеса.
У нас возникнут правильные мысли, желания. Мы начнем больше понимать друг друга и появятся совсем другие правила. Даже чувства, мысли станут не эгоистическими, а интегральными. И тогда мы вдруг по-другому начнем решать задачи, видеть совершенно новые слои природы, более внутренние, те, откуда она управляет нами.
Сегодня всю природу мы видим через линзу нашего эгоизма. Я обращаю внимание лишь на то, что выгодно или угрожает мне - с зрения моего эгоизма. Всю остальную природу я не вижу.
Вокруг меня может быть неизвестно что, а я наблюдаю окружающую действительность только в мере развития своего эго, что для него хорошо или плохо, просеиваю через этот фильтр всю информацию, всё воздействие на себя.
Остального как бы не существует! Ничего остального я не обнаруживаю. Допустим, завтра мой эгоизм становится больше, - он все время растет, - я вдруг раскрываю в природе еще какие-то явления, другие законы. Всё определяется ростом моего эгоизма.
А если мы сейчас, в дополнении к нашему растущему эгоизму, начнем создавать между собой интегральную систему, то начнем пропускать через себя в эту интегральную связь совсем другую информацию от природы - не эгоистическую, а альтруистическую.
И тогда начнем понимать ее вторую силу - не силу эгоистическую, которую мы ощущаем, где всё находится в борьбе противоположностей. Мы увидим за этим не борьбу, а огромную доброту, любовь, взаимосвязь, которая именно и порождает жизнь. Иначе бы жизнь не могла вообще возникнуть в этой природе, если бы не существовала эта одна единая добрая сила, которая толкает всё к единению, к развитию. Поэтому сегодня мы наблюдаем только как бы злую силу природы. А можем обнаружить и другую, добрую.
Это, конечно, слова: "добрая, злая сила", - это всё воспринимается относительно человека. Но мы увидели бы очень много нового. И вот на сопоставлении этих двух систем - воспринимая эгоистически или воспринимая альтруистически природу, мы бы действительно поняли, в каком мире существуем. И тогда, возможно, начали понимать наше состояние до рождения и после смерти.
Тут существует очень много догадок. Но, в общем, это всё сегодня раскрывается перед нами, как возможные поля исследований.
– То есть Вы утверждаете, что эта добрая сила потенциально существует, а наша задача - лишь правильно взаимодействуя, раскрыть ее?
– Мы начали входить в эту интегральную систему управления примерно сто лет назад. Большевики начали. Хотя было довольно странно и неправильно реализовывать эту систему именно в России. Эта попытка создать замкнутую интегральную систему легла в основу побуждения реализовать ее рамках какого-то отдельного общества, а затем и всего мира.
– Я немного скептически настроен. Интернет существует уже несколько десятилетий. И в Европе, и в Америке на нем выросло уже целое поколение людей, которым сейчас по 40 лет. Как психолог, я сталкиваюсь с этими людьми и знаю, что у них потеряны элементарные навыки физического, естественного общения.
И у меня существует опасение, не потеряет ли человек эти навыки при погружении в нашу виртуальную игровую систему?
– Развитие от нас не зависит. Мы являемся, в лучшем случае, наблюдателями, если вообще можем наблюдать и правильно оценивать происходящее, потому что оно полностью зависит от развития нашей природы.
Мы создали интернет, потому что внутреннее наше развитие побудило нас к этому. Мы не создали его на сотню или тысячу лет раньше, потому что наше внутреннее эгоистическое сознание, желание нас к этому еще не толкало.
Пришло время, создались всевозможные технические условия, создалась необходимость в таком общении, и вот оно возникло, реализовалось.
Так что, я не шел бы назад против этого течения, я, наоборот, смотрел бы вперед. Ведь человечество обнаруживает себя более связанным через эту систему, и пусть не физически...
А что нам дает связь через тела?
Сегодня мы не используем эту связь в полной мере, а лишь для наполнения нашего мелкого эгоизма, для того чтобы зарабатывать или манипулировать с массами, с потребителями и так далее.
А если мы начнем использовать Интернет как доброе виртуальное сообщество, которое затем поднимает человека от виртуальной связи к интегральной, к духовной связи между собой? Когда люди своим духом, своим правильным общением обретают совершенно иное друг друга - ощущение общности. Без интернета это сделать невозможно. Так что, я смотрю на всё это положительно.
Я вообще не вижу в человечестве, в его движении ничего отрицательного. Конечно, это движение могло быть намного более продуктивным и более щадящим что ли. Но это зависит уже от поведения человека в этом процессе - насколько он ему не сопротивляется, понимает и соучаствует в нем всеми своими силами.
По моему мнению, выход из физического контакта в контакт виртуальный эгоистический, а затем преобразование эгоистического и виртуального контакта в альтруистический, в интегральный, приведет нас к совершенно иному состоянию. Когда мы действительно постепенно потеряем ощущение неживого, растительного животного мира и перейдем в состояние, где всё будут определять энергия, информация, наши мысли и желания, а вовсе не комфорт моего животного тела.
Это следующий этап развития человечества. Иного быть не может! К этому нас подталкивает природа. Проходимые нами этапы явно показывают, что человечество должно выйти на уровень мысли, желаний и информации, которой мы все взаимосвязаны, что и определяет понятие человеческого сообщества. Человеческое сообщество - это не наши тела, а именно внутреннее наполнение.
– Еще одно скептическое замечание... Несколько дней назад я столкнулся с молодым человеком, который все свое время проводил в виртуальном пространстве. И сначала он потерял работу, потом его выселили из квартиры.
У меня вопрос: если это виртуальное пространство такое привлекательное, соответствует законам природы, где это соотношение виртуального и физического? Я должен всё-таки уделять время и внимание тому, чтобы заработать денег, для того чтобы меня не выгнали из квартиры?
– Это огромнейшая тема - каким образом мы реально реализуем себя в интегральном сообществе и одновременно в нашей жизни. Я, семья, работа, социум, мир, - каким образом влияет наше слияние в интернете на наш мир, на нашу жизнь, и каким образом мы постепенно в соответствии с этим преобразуем нашу семью, отношения с родными, близкими, с государством, со своим народом, с миром и так далее. Как изменяются наши общественно-экономические отношения, промышленность, управление.
Мы должны будем об этом отдельно поговорить.
Сегодня человечество начинает ощущать что-то неизвестное, находящееся впереди, вызов природы. В общем, это реализуется и очень быстро. Вся проблема только в том, как нам в этой реализации поучаствовать, чтоб мы почувствовали себя в ней плывущими по течению, а не гребущими против и получающими поэтому всевозможные проблемы и кризисы.
– А если я брошу кости и отдамся этой виртуальной, интегральной игре?
– Но Вы же должны в ней разумно участвовать, понимать ее, производить самостоятельные ходы. Здесь требуется ваше живое участие.
Вы не можете сказать - "брошусь, и течение меня куда-то понесет", - нет, не понесет никого. Потому что природа требует от нас сознательного участия, подъема до уровня, когда вы ощущаете весь мир, вы участвуете вместе со всеми. Вы нажимаете на сцепление себя с миром! Этого требует от нас природа.
Пока она ведет нас жестким путем, показывая нам: "Если ты не будешь нажимать на свое сцепление со всеми остальными, - чтобы действовать согласованно, я тебя буду бить". Это - причина сегодняшних кризисов, чтобы вынудить нас на сотрудничество.