Суть денег. Все о деньгах. Беседа 1. Часть 2
М. Санилевич: Вопрос из Интернета: где находятся духовные корни меценатства? Вопрос длинный. Я в двух словах перескажу: люди получают удовольствие, и когда они отдают, и когда они получают? Ведь главное - это удовольствие?
М. Лайтман: Уважение, почет, власть, влияние, оценка общества - это важнее денег! Я работал месяц. Заработал две тысячи долларов. Нормальная зарплата, допустим, сегодня у нас. Я иду в магазин и покупаю костюм. Для чего? Потому что на этой неделе меня пригласили на свадьбу или какое-то торжество. Иди туда в обычном своем костюме? Меня не будут уважать, мне будет стыдно. Месяц работать для того, чтобы пару часов там показаться, чтоб на тебя посмотрели и подумали хорошо?!
Ты понимаешь, что делает человек?! Сколько он затратил времени, труда! Ты можешь спокойно лежать дома, месяц ничего не делать. Это же лучше, чем на часик показаться перед кем-то, кто о тебе подумает нормально, даже ничего особенного, просто чтобы стыдно не было. Ты представляешь?!
А тут - меценатство. Самоуважение человека: "Я люблю музыку, картины. Я туда пожертвовал". Даже если никто не знает, он сам себя уважает. Кроме того, если и остальные уважают, еще повесят какую-то табличку... Уважаемый человек! Это намного важнее, чем деньги, намного важнее, чем любой затраченный труд! Сколько людей с удовольствием дали бы, если бы они знали, что за это получат уважение. И этим пользуются, кстати говоря, многие жулики, которые приходят и раздразнивают их, дескать, ты получишь уважение, ты будешь известным и так далее, и люди жертвуют.
Кроме того, есть просто любовь к каким-то определенным видам искусства - ну, типа нашего знаменитого Абрамовича. Он любит футбол. Может быть, он его любит, я не знаю, может быть это просто и выгодно, а может, это и то, и другое. Я люблю джаз, ну так я буду покровительствовать джазу. Для меня это - одновременно и меценатство, и удовольствие. Тут могут одновременно участвовать очень многие внутренние потребности человека.
То есть, нет в этом ничего выходящего за рамки эгоизма - вот что я хочу сказать. Это тот же эгоизм, даже на еще большем уровне, потому что, как в моем примере с костюмом, что я купил за месячную зарплату, я готов потратить очень многое. Ради чего? Чтобы меня на часик зауважали, как всех остальных.
Е. Литварь: Значит, у удовольствий существует какая-то градация, какие-то уровни?
М. Лайтман: Ну конечно!
Е. Литварь: Деньги - получается уровень меньший, чем уровень власти. Я получаю удовольствие от власти или большего уважения?
М. Лайтман: Самое большое удовольствие - это заслужить уважение, важность в глазах общества.
Е. Литварь: Почет, слава?
М. Лайтман: Только после того, как человек может пренебречь этим, во имя какой-то высшей цели, он имеет тогда вход в Высший мир. Только после этого он начинает ощущать духовный мир. Потому что общий человеческий глобальный эгоизм для него уже не является ценностью.
Е. Литварь: Женщины, деньги, машины, дома, архитектура, культура - все это намного меньше, чем мое внутреннее стремление и желание быть уважаемым и заслуженным человеком?
М. Лайтман: Несомненно. Несомненно! Если ты этого еще не раскрыл, значит, ты еще не достаточно развитый эгоист. Значит, это еще впереди.
Если ты поедешь к какому-то селянину и начнешь ему об этом рассказывать, он скажет тебе: "Ты че там? Поставь бутылку самогонки, хороший кусок сала, и мы с тобой ни в чем больше не нуждаемся". Но если ты посмотришь на него через десяток, двадцать лет или на его детей, ты увидишь, что это уже не то, а на внуков тем более.
И человек в итоге доходит в своем развитом эгоизме до такого состояния, когда для него быть важным, уважаемым, значимым, властным в глазах общества - это самое главное! То есть вещи абсолютно не улавливаемые - не в золоте, не в деньгах. Они абстрактные: меня уважают, обо мне знают, меня поднимают - это самое главное! Это самое высшее проявление эгоизма человека. Поэтому у человека, который достигает такого состояния, возникает проблема с выходом выше него. Выше этого эгоизма - находится уже духовный уровень отдачи и любви.
Е. Литварь: Почему Бог создал все так, что человек не чувствует того, что Вы говорите? Вы говорите об этом так, как будто Вы все это под микроскопом исследовали, разложили, у Вас прямо по полочкам все лежит. А человек этого не чувствует. Почему?
М. Лайтман: Он почувствует.
М. Санилевич: Почему не чувствует? Я был в армии, там было, наверное, несколько тысяч человек, когда ко мне подошел генерал и пожал мне руку. Я такое удовольствие получил от этого тогда, до сих пор помню. А ты говоришь: "Не чувствуют".
Е. Литварь: Ты же заслуженно получил это. Тебе заслуженно руку пожал генерал?
М. Санилевич: Неважно. Люди ощущают это.
Тут другой был вопрос из Интернета: Я могу за деньги купить удовольствие. Почему одним тяжело отдавать деньги, а другим проще? Есть люди, которые страдают от этого.
М. Лайтман: А потому что у них разная оценка ценностей. У одного ценность - допустим, в деньгах, а другого ценность - послушать концерт, а у третьего ценность - попутешествовать, а у четвертого - приятно покушать и так далее.
Это тебе кажется, что один легко расстается, а другой - нет. Он не легко расстается. Никто ни с чем не расстается! Все просто обменивают удовольствие маленькое на удовольствие большое в том виде, в котором они видят для себя меньшее или большее удовольствие.
Мне не жалко потратить месячный заработок, чтобы поехать погулять на неделю и увидеть какие-то красивые места, природу. Я действительно люблю это, я это себе иногда позволяю. Так это для меня - удовольствие. А у другого - если он заработает такие деньги, важнее обновить свою машину, а у третьего - хорошенько кутнуть и так далее. Кто как.
Но никто ни с чем не расстается. Это тебе кажется, что один с удовольствием выбрасывает на ветер в ресторане месячную зарплату. Он не выбрасывает! Для него - это показуха, с одной стороны: что его уважают, что о нем говорят, и он себя уважает за то, что может себе позволить, а с другой стороны, он действительно любит так покутить с друзьями. Для него все это стоит больше, чем деньги, иначе его эгоизм не позволил бы ему обменять одно на другое. Мы всегда обмениваем для выигрыша! Где-то пропадает удовольствие, где-то оно возникает в более явном притягивающем виде.
Ты мне поставь сейчас вместо воды стаканчик с кофе, конечно, возьму кофе, так как воду я уже не хочу. Просто для меня в кофе больше удовольствия. Только так человек идет - все время выбирает, как собака все время нюхает: а где большее для меня удовольствие.
Е. Литварь: Любой человек?
М. Лайтман: Да! Даже самый духовный, какого ты можешь себе представить.
Е. Литварь: И даже хорошие люди - то же самое?
М. Лайтман: Хорошие люди еще больше, чем маленькие или плохие.
Е. Литварь: Просто вы, каббалисты, любите обижать людей. В предыдущих передачах Вы нас животными обзывали (смеются), а сейчас хороших людей - эгоистами.
М. Лайтман: Я тебе объясню, что значит "хорошие". Хорошие люди - это с хорошо развитым эгоизмом, которые готовы обменять деньги, даже собственные телесные удовольствия - отдых, покой - на что-то такое, что они, делают ради других людей. Для них это важнее, для них это приятней, для них это значимей - они таким образом утоляют свой эгоизм. Но это тот же эгоизм!
Е. Литварь: А может быть, Вы им завидуете просто?
М. Лайтман: Я понимаю, что все их попытки, к сожалению, бесполезны.
Е. Литварь: Но все человечество любит этих людей, уважает, оказывает им почет. Их даже святыми называют, ордена вручают.
М. Лайтман: Знание того, что эти действия приведут, наоборот, к еще большим страданиям... Это - как ты ребенку даешь, даешь все, а в итоге ты его губишь. Ты должен обучать его, давать игры, задания, упражнения. А ты ему вместо этого все готовое даешь. Кстати говоря, за то, что ты ему даешь, ты в нем воспитываешь ненависть к себе, а не любовь.
Е. Литварь: Почему?
М. Лайтман: А вот подумай-ка, почему это происходит.
Е. Литварь: Как же, я - хороший папа: даю, даю - он меня должен любить.
М. Лайтман: Нет. Потому что тем, что ты ему даешь все, ты в нем уничтожаешь желание. И он от твоих подачек не чувствует удовольствия. Он к ним не испытывал желания, он не испытывал страдания, чтобы достичь их, и поэтому, когда ты ему даешь уже готовое, в нем возникает отвращение, он не чувствует в этом удовольствия, и поэтому начинает тебя ненавидеть. Вот и получается - родители готовы на все ради детей, все отдают, а дети на них плюют, ненавидят.
Е. Литварь: То есть Вы хотите сказать, что если мы даем отсталым народам сегодняшнюю культуру...
М. Лайтман: Ты же видишь своими глазами! Чего мы ни даем Африке и всем остальным?! Они еще больше проклинают Запад и говорят, что Запад им всем обязан. Америка решила в 50-х годах покончить с дискриминацией негров: любить, уважать. Сегодня ты можешь ругать белого, негра - только попробуй слово сказать, тебя сразу же засудят. Ну и что?! Они при этом получили от негров уважение, понимание, сострадание? Пинают, говорят: "Белая свинья". Это везде и всюду.
Потому что ты этим аннулируешь желание! Страдание нельзя уничтожать! Его надо только правильно помочь наполнить. В этом-то и заключается наука каббала - наука о получении - не просто так получать и не просто так отдавать.
Е. Литварь: Вы так говорите о страдании, получается, это какой-то положительный фактор в жизни человека.
М. Лайтман: Конечно, положительный! Если я только знаю, как его наполнить, не уничтожая, чтобы я за хорошим столом мог приятно покушать, и при этом не уничтожился бы мой аппетит, я бы мог его вообще все время наполнять.
Е. Литварь: Когда Вы говорите страдания, Вы имеете в виду и аппетит тоже?
М. Лайтман: И аппетит тоже. Любое, любое желание наполниться.
Е. Литварь: То есть просто "я хочу" Вы называете страданием?
М. Лайтман: Конечно. А это источник всего.
Е. Литварь: Для меня страдания - когда мне по башке кирпичом ударили.
М. Лайтман: Если ты немножко хочешь кушать, так это называется...
Е. Литварь: Просто хочу кушать.
М. Лайтман: А если это "множко"? То это уже страдание?
Е. Литварь: Да, это страдание.
М. Лайтман: Ну, так разница только в размерах ощущаемой пустоты.
Е. Литварь: То есть Вы говорите сейчас как ученый, что любой недостаток, пусть он только чуть ниже нуля или там больше нуля - это уже страдание, вне зависимости от его величины?
М. Лайтман: Если ниже нуля - это страдание, если больше нуля - удовольствие.
Е. Литварь: То есть человек может это не определять как страдание, а все равно Вы как ученый определяете это как страдание. Правильно?
М. Лайтман: Да. Конечно. Для меня это - величины, векторы.
М. Санилевич: У меня простой вопрос. Может ли быть какое-то большее удовольствие в нашем мире, чем уважение?
М. Лайтман: Нет. Одобрение в глазах общества является наивысшим удовольствием для человека, и этим он поступиться не может.
М. Санилевич: Вы говорили что...
М. Лайтман: Я говорю: "в глазах человека". Потому что если человек входит в состояние, когда для него самое важное - это просто прожить, то он спускается с уровня человека на уровень животного - не в плохом смысле слова, а просто его эгоизм, его внутренняя сила заставляет его таким образом ограничить себя. И тогда ему неважно, на каком уровне он находится: знания, отдача, постижение, уважение, власть, слава - ему не важно, ему главное только здоровье тела. Тогда он понижает себя. Эгоизм его заставляет работать на уровне животного, и тогда ему неважно, он будет подбирать объедки, и ему совершенно неважно, что о нем думают другие - так же как животные на улице.
Но, я говорю о человеке. Если мы говорим о росте эгоизма в человеке, то человеческий эгоизм находится под влиянием общества и полностью от него зависим. И самое главное - это одобрение, уважение, положительная оценка в глазах общества.
М. Санилевич: А что выше этого?
М. Лайтман: В нашем мире нет. Выше этого - только духовное.
М. Санилевич: А что такое духовное?
М. Лайтман: Духовное - это когда человек выходит, поднимается над всякой заинтересованностью к себе, и работает только в интеграции с общим, всем мирозданием.
М. Санилевич: Но что он взамен получает?
М. Лайтман: Он получает взамен ощущение всей природы - общей, вечной - и своего вечного, совершенного течения в ней. И он теряет тогда вообще ощущение принадлежности к этому миру, к этому телу в его эгоистическом желании, и начинает отождествлять себя с общей природой, отождествлять себя с вечностью, совершенством. И в этом состоянии он и находится, хотя и живет, существует в своем теле.
Е. Литварь: Вы только что признали, что Вы любите природу. Так для Вас слияние с природой - это, наверное, хорошо, положительно.
М. Лайтман: То есть, я нахожусь, якобы, на растительном уровне?
Е. Литварь: Ну, не знаю. Вы так говорите. Я Вас слушаю и не понимаю. Мне не нравится быть с природой, с ней сливаться. То, что Вы сказали, меня не привлекает, я в Ваше духовное не хочу. Я не люблю природу так, как Вы. Для меня природа - и природа.
М. Лайтман: Что ты имеешь в виду, говоря "природа"?
Е. Литварь: Я не знаю, что такое природа.
М. Лайтман: Поехать, посмотреть на поля, леса?
Е. Литварь: Да, да. Лесочек, скалы красивые, птичка кукарекает. А что еще природа? Или Вы о чем-то другом?
М. Лайтман: Я имел ввиду Высшую природу: когда человек начинает ощущать все силы, которые взаимодействуют в мире, выше наших сил, которые управляют нашим миром, которые управляют каждым из людей, которые гармонично движут всю эту природу к цели, взаимосвязи между собой в состоянии Вечности, совершенства.
Когда ты окунаешься в нее, но ты не растворяешься и не пропадаешь, ты просто вбираешь в себя все эти силы - тогда у тебя возникает внутри состояние вечной совершенной жизни, истинного существования. И, конечно, тогда это мелкое, маленькое, зависимое, ущербное, ограниченное состояние, в котором мы находимся в этом мире, исчезает, оно перестает тобой ощущаться. Конечно же, если бы ты почувствовал это состояние, эту Высшую природу, тогда бы ты решил, что стоит ради этого купить туда билет.
Е. Литварь: Можно я тогда на человеческом языке скажу, правильно ли я Вас понял? Значит, все удовольствия этого мира столь ничтожны относительно того, что меня ожидает в этих духовных мирах, о которых Вы сейчас говорили и покажете мне, что я соглашусь полностью с этим расстаться - оно мне тут будет неинтересно, и я пойду куда-то, где будет так сладко и хорошо?
М. Лайтман: Нет. Я тебе просто так это не покажу, и никто тебе это просто так не покажет. Ты должен убедиться сначала в своем сегодняшнем жалком эгоистическом желании, что оно ущербно и что тебе надо самому выбрать подъем на более серьезный, совершенный уровень.
Е. Литварь: Я готов пойти туда, если там лучше, а Вы не говорите.
М. Лайтман: А я не говорю тебе, что там лучше, потому что ты не можешь оценить это "лучше", потому что у тебя еще нет в этом потребности. Мне надо подождать, пока у тебя будет к этому голод. Мы говорили, что нельзя голод уничтожать. Если я тебе сейчас предложу это духовное...
Е. Литварь: То есть, как африканцу?..
М. Лайтман: Или как отец сыну, когда он без конца дает ему подарки. Я должен тебе давать только в соответствии с тем желанием, которое в тебе возникнет. Поэтому мое отношение к тебе - в первую очередь, для того, чтобы раздразнить в тебе аппетит к тому, что я тебе желаю дать. А после того как в тебе этот аппетит разовьется, вот тогда я тебе покажу, как самому достичь того, что ты пожелаешь.
Е. Литварь: Адам Смит, шотландский экономист, 300 лет тому назад сказал, что деньги - это единственный во всем нашем мире продукт, созданный исключительно для отдачи другим. Вы с этим согласны?
М. Лайтман: Я не знаю, что он под этим подразумевал: "для отдачи другим". Имеется в виду, что деньги, которые у меня, в итоге, конечно, я должен буду отдать другим, но для того, чтобы получить удовольствие, наполнение, необходимое мне. Это имеется в виду "для отдачи"?
Е. Литварь: Имеется в виду, что это единственное, что мне никогда не нужно. Мне это нужно только для того, чтобы кому-то отдать за что-то.
М. Лайтман: Но так это значит "для отдачи"?! Это значит "для получения того, что выгодно мне".
Е. Литварь: Конечно. А он не говорил о духовном теле на отдачу.
М. Лайтман: То есть это не отдача. В виде такого шуточного афоризма - это хорошо. То есть ты их не съешь, ты должен их будешь обменять на что-то.
Е. Литварь: Глеб из Красноярска убежден, что знал изначально Ваш ответ, и поэтому тут же спрашивает: Деньги созданы Высшими учителями, как инструмент тренировки в любви между людьми?
М. Лайтман: Да! Для того чтобы дойти до осознания, что я не могу на самом деле за деньги купить то, что меня наполнит.
Е. Литварь: А сейчас очень личный вопрос. Когда-то, когда я был еще совсем молодым и искал себе невесту, у меня был тест, как у любого мужчины.
М. Лайтман: Как это "тест"?
Е. Литварь: Ну, какой-то внутренний критерий.
М. Лайтман: Я в Ленинграде такого не помню.
Е. Литварь: Ну, как это Вы не помните?! Почему же Вы женились на Вашей жене, а не на какой-то соседской девушке? Она Вам не подходила.
М. Лайтман: А какой же был тест?
Е. Литварь: Одним из вопросов, который меня тогда волновал, это был вопрос, который я задавал девушкам: "Как сильно ты любишь деньги?" Одна девушка, очень симпатичная, сказала, что она их совершенно не любит. И я тут же на ней женился. Как только женился, тут же выяснилось, что она сказала правду - деньги она не любит, но она любит все, что за них можно получить. Так вот мой вопрос: что делать несчастным мужьям, чтобы насладить своих жен-бессеребряниц? И сколько денег необходимо мужчине, чтобы удовлетворить все запросы своей жены?
М. Лайтман: В принципе, я думаю, что женщина намного менее алчна, чем мужчина. Ее потребности - намного более внутренние, чувственные, чем мужские. Поэтому "с милым рай и в шалаше" - это действительно так. Если она будет чувствовать, что это - милый, то ее устроит относительный шалаш.
Е. Литварь: Как у Генри Форда помните было: "Вы можете приобрести автомобиль любого цвета, при условии, что он будет черный". Она, конечно, готова на шалаш, если у него будет три этажа и два уровня парковки. Да?
М. Лайтман: Нет. Нет. Это в сегодняшнем испорченном обществе, может, так, а на самом деле, если ты покопаешься в любой женщине, то это не так. Внутри правильного отношения мужчины с женщиной, если мужчина может, готов дать ей внутреннее ощущение наполнения от своего отношения к ней, при условии необходимого минимального, нормального житейского уровня, то она не будет чувствовать себя в чем-то, ущемленной.
Е. Литварь: Я пытаюсь Вас на свой язык перевести - что для женщины деньги не есть эквивалент счастья?
М. Лайтман: Нет. Я абсолютно уверен. Вот для мужчины - да. Потому что ему важна власть, признание в глазах общества и так далее. А для женщины это побочные, не ощущаемые ею, в принципе, ценности.
Е. Литварь: Вопрос от "Аники Воина" из Интернета. Он спрашивает: "Можно ли считать инфляцию членом семьи, если она регулярно съедает часть моей заработной платы?" Тут можно просто улыбнуться и идти дальше.
М. Лайтман: В общем, да. А вообще, я думаю, у него еще много "детей" будет с этой инфляцией. Это только начало.
Е. Литварь: Вот сейчас много вопросов - объединенные вопросы с московской "пушки". Помните, да? Пушкинская площадь. Они нам часто задают вопросы, и вопросов много.
Вопрос: Переносят ли бумажные или металлические деньги информацию о предыдущих владельцах?
М. Лайтман: Нет. Деньги не пахнут, на самом деле.
Е. Литварь: Тянется ли за деньгами шлейф кровавых преступлений?
М. Лайтман: Да.
Е. Литварь: Станет ли преступником новый владелец таких денег?
М. Лайтман: От того, что получил именно эти бумажки? Нет. Нет. Нет.
Е. Литварь: Что можно узнать по деньгам о тех, кто их держал в руках?
М. Лайтман: Ничего. Это все глупости. Это можно на уровне экстрасенсорики узнать - у кого они были, у кого нет, но это - животная информация. Поэтому для меня она неважна. Ну, держал их какой-то убийца, такой-сякой. Деньги проходят миллионы рук.
Е. Литварь: Несмотря на это, информация эта у денег существует?
М. Лайтман: Конечно, информация существует, да и не только у денег - у всего.
Е. Литварь: Следующий вопрос: "Есть твердое убеждение врачей, что смех продлевает жизнь. Если это так, то с моей смешной зарплатой я буду жить вечно?"
Его вопрос: "Почему есть люди, получающие мало денег и есть такие, что получают много денег? Где находятся корни такого денежного неравноправия?" Вы частично уже сказали об этом...
М. Лайтман: Способности человека, его природные способности - они все определяют. Какой-то там Вася из Калуги вдруг становится президентом компании или президентом государства. Откуда там Ельцины всякие? Почему это так? Судьба. Что за судьба? У человека существуют определенные способности, стечение обстоятельств и так далее, но это зависит, в общем, от самого человека.
Е. Литварь: Мы Вам приготовили небольшой сюрприз.
М. Лайтман: Мешочек с деньгами?
Е. Литварь: Нет. Как мы выяснили, это не такое уж большое, оказывается, удовольствие. Мы приготовили следующую тему передачи под названием "Карма". И хотим Вас порасспрашивать. Вопрос о том, где находятся корни денежного неравноправия, как раз оттуда. То есть изначально заложено, что этот человек будет бедным, а этот, изначально заложено, будет богатым?
М. Санилевич: Есть ли свобода выбора у человека быть богатым и бедным?
Е. Литварь: Откуда у этого удача, а у того удачи к финансам нету?
М. Лайтман: Все абсолютно предусмотрено изначально, во всем! Вы ничего не можете изменить на картине того, что с вами случается в нашем мире абсолютно не по вашему желанию и вне зависимости от вас. Кроме одного - своего духовного восхождения.
Е. Литварь: То есть, как только я начинаю заниматься духовным продвижением, моя несвобода заканчивается?
М. Лайтман: Ваша несвобода продолжается на уровне нашего мира и реализуется только в духовном мире. На уровне нашего мира у вас нет никакой свободы ни сейчас, ни затем.
М. Санилевич: Даже у каббалиста нет?
М. Лайтман: Даже у каббалиста нет. Потому что для него этот мир становится средством для овладения Высшим миром, и тогда в нашем мире в тех своих действиях, в которых он действует духовно, он свободен.
Е. Литварь: Если бы я был владельцем самого крупного рекламного агентства в мире и у меня бы был огромный штат людей, вот точно, кого бы я не взял на работу, так это Вас.
М. Лайтман: Потому что вы пока еще не понимаете...
Е. Литварь: Потому что Вы все время говорите правду. Там, где ее даже Вас не спрашивают.
М. Лайтман: Нет, дело не в этом. Потому что вы на сегодняшний день именно правду не понимаете и не можете ее оценить, насколько для вас самих она необходима. Для вас на сегодняшний день необходимо самое главное - это мешочек с деньгами, который вы получите от своего предприятия. Допустим, этого PR-агентства.
Е. Литварь: Да.
М. Лайтман: А если бы вы видели картину в более истинном виде, вы бы увидели, что огромное, вечное приобретение не только сегодня и не только на завтра, а вообще на всю вечную вашу жизнь - это именно, когда вы все ваше PR-агентство поставите на службу распространения каббалы как методики исправления эгоизма.
Е. Литварь: Вы же сами сказали: детям нельзя раньше времени и африканцу нельзя давать раньше времени.
М. Лайтман: А правильное распространение ускоряет осознание человеком, что значит "хороший аппетит", к чему и что значит "правильное наполнение". Вы не наполняете человека. Вы только его заранее, без ударов, готовите к правильному наполнению, правильной жизни.
Е. Литварь: Таким образом, люди, которые сейчас смотрят эту передачу, и, допустим, совершенно не интересуются каббалой, им еще рано, им еще расти и расти - все равно им это сейчас помогает?
М. Лайтман: Конечно!
Е. Литварь: Даже если он внутренне скажет: "А, чепуха!"
М. Лайтман: Завтра все равно последуют всевозможные удары судьбы. У каждого из нас они заранее предусмотрены. Он может уже эти удары пройти сверху, с пониманием, и поэтому смягчить их, мало ощутить или даже вообще не ощущая их, переходить из состояния в состояние. Все равно эгоизм будет расти, все равно удары будут расти, а он их не будет чувствовать, потому что он будет осознавать их причинность и следствие.
Е. Литварь: Значит, каббала помогает в этом мире?
М. Лайтман: Конечно! Всем. А для чего же ее распространять? Для будущего мира она нам не нужна.
Е. Литварь: Я вас беру в PR-агентство, теперь беру.