ТВ-программа "Крупным планом" - 14. Возвращение
Часть 14. ТВ-программа "Крупным планом". Возвращение.
Евреем может стать каждый
Елена Фридман: Каббалисты пишут, что предназначение народа Израиля - передать методику объединения всему миру. Но для этого сначала они должны осуществить объединение в рамках народа Израиля.
Что это за термин "богоизбранность", и почему народ Израиля подвергается внешнему и внутреннему воздействию, раздробленности и давлению?
Михаэль Лайтман: Дело в том, что миссия народа Израиля была раскрыта в Древнем Вавилоне абсолютно всем вавилонянам, то есть всем землянам. Но только их маленькая часть пожелала узнать, что это такое.
Остальная часть не была еще развита до такого нравственного уровня, чтобы понять, что объединение между людьми действительно является задачей человечества, чтобы прийти к совершенному состоянию.
Поэтому за древневавилонским жрецом Авраамом пошла только маленькая группа его учеников, из которой потом вырос целый народ. На самом деле это не народ. Например, я могу стать гражданином Италии, но, согласно происхождению, итальянцем я стать не могу. А евреем может стать каждый, и тогда будет записано: "еврей". Вы можете быть любой национальности, и это все перечеркивается, когда вы становитесь евреем.
То есть, еврей - это не ваше материальное (животное) происхождение, а ваша цель в жизни, ваша философия жизни, ваша ноша, которую вы берете, чтобы показать себе и остальным, что вы исправляете себя, привносите в мир элемент исправления, способствуете исправлению человечества. Все люди должны подняться до уровня Творца тем, что объединяются между собой и становятся как одно единое целое.
При этом "возлюби ближнего как себя", как главная заповедь иудаизма, является единственным основополагающим законом. Если на нем не держатся остальные принципы, если человек не руководится им в своей деятельности (неважно, что он делает в жизни), он не считается евреем. Он просто никто. Назовите его, как хотите.
Термин "еврей" произошел от слова "эвер" ("переход") - переход из эгоизма в альтруизм. "Иудаизм" от слова "ихуд" имеет более глубинное значение - связь между человеком и Творцом.
"Исраэль" ("Исра-Эль") в переводе означает "прямо к Творцу" и применимо к человеку, который направляет себя прямо к Творцу - к свойству отдачи и любви. Это является как бы образом того, кто берет на себя методику исправления своей природы, чтобы достичь связи со всеми ради подобия Творцу.
Генетика и духовная предрасположенность
Е. Ф.: Есть ли духовная предрасположенность у генетических евреев?
М. Л.: Нет, это просто биологическая группа людей, которая существовала на протяжении долгого времени, создавала семьи и размножалась. Поэтому в ней существуют какие-то естественные биологические процессы.
Их всевозможные внутренние перекрещивания представляют интерес для биологов и генетиков. В частности, моя дочь, доктор биологии, занимается исследованием таких процессов. Это интересная информация, которая помогает ученым больше узнать о животном развитии наших организмов, и не более того.
А к душе она не имеет отношения, поскольку душу мы не можем исследовать никакими биологическими средствами или аппаратами.
В чем особенность евреев?
Е. Ф.: Тот, кто родился в нашем мире евреем, он особенный или нет?
М. Л.: Да, потому что у него изначально существует особая связь с его душой. В животном (материальном) состоянии он более близок к своей душе, чем человек, который рожден не евреем.
Мы живем в наших телах в ощущении этого мира, а в высшем мире существуют наши души. Те люди, которые называются евреями, находятся гораздо ближе к своей душе, практически, в соединении своего животного и духовного уровней.
Поэтому они более предрасположены к духовным занятиям, открытиям, развитию, к чему-то, что находится на пике человеческих возможностей и выше. Но только потому, что они ближе к своей душе. Если человечество начнет заниматься развитием души, то и все остальные поднимутся до такого же уровня. В этом нет никакого сомнения.
Е. Ф.: То есть это определенная предрасположенность?
М. Л.: Дело в том, что эта группа людей занималась развитием души и была в духовном развитии на протяжении многих тысячелетий. И только в последние две тысячи лет в них произошел глубокий разрыв между их духовным и материальным развитием.
Почему происходит размежевание евреев?
Е. Ф.: Иерусалим всегда считался сердцем Израиля и вообще всего мира. Как случилось, что сегодня Иерусалим стал центром ненависти среди израильского народа? Там вспыхивают самые негативные события: ненависть между религиозными и светскими, ненависть религиозных течений между собой. В чем причина?
М. Л.: Поскольку евреи - это та группа людей, которая ушла вместе с Авраамом из Древнего Вавилона, предпочла духовное развитие материальному, то на протяжении сотен лет они развивались именно духовно, достигли слияния с Творцом, были на уровне Храма, когда человек сердцем соединяется с Творцом и начинает ощущать себя вечно существующим. Поэтому по выходу из Египта (из эгоизма) они реализовали призыв "стать как один человек с одним сердцем", то есть так объединиться между собой, чтобы полностью преодолеть всевозможные эгоистические разногласия и взаимное отталкивание. А затем они достигли не просто взаимного сближения, но и взаимной любви. Поэтому рабби Акива, который хотя и не был рожден евреем, но был самым великим мудрецом во времена разрушения Второго Храма, призывал: "Не забывайте о том, что "возлюби ближнего как самого себя" - это наша самая главная заповедь". Тем не менее, среди его двадцати четырех тысяч учеников разыгралась беспричинная ненависть, они упали с духовного уровня и перестали чувствовать свою общность. А духовный мир, Творец, ощущается только в общности, в едином цельном желании. Поэтому после падения на эгоистически раздробленный уровень у них исчезло ощущение Творца, ощущение Высшего мира. С тех пор взаимная ненависть, взаимное отталкивание среди евреев намного больше, чем среди остальных народов мира. Однако со стороны оно воспринимается как взаимопомощь евреев друг другу, но только потому, что существует взаимная ненависть всех народов относительно евреев, которая удерживает их вместе.
Взаимопомощь евреев проявляется, когда есть общая внешняя беда. Но как только она пропадает, то сразу же возникает взаимная ненависть, взаимное отторжение. Это то, что мы видим везде, и особенно здесь, в Израиле. За границей это особо не чувствуется, потому что там нечего делить евреям, нет государственного пирога, нет больших точек соприкосновения друг с другом. Евреи живут среди других народов, и поэтому всё разбавляется. Им нужно чувствовать, что есть тот, кто может тебе помочь, посочувствовать, что он надеется на тебя и ты на него. Там это срабатывает. А в Израиле, где этой причины нет, появляется жуткая, взаимная ненависть, особенно в религиозной ее части настолько, что это приводит к очень нелицеприятным проявлениям. В этом отношении религиозный человек сегодня не отличается от светского, потому что не преследует цель улучшить себя. Человека не воспитывают в том, что ты должен любить другого, помогать ему, заботиться о нем, слиться с другими в одно целое, слиться со всем миром.
Религия не каббала, не исправление человека. Люди выстроили из нее свой обычный быт. Она обучает их механическому выполнению заповедей, за которое они якобы получат вознаграждение в будущем мире. То есть она обращена чисто к эгоизму человека. Верующие и далее будут демонстрировать себя как все остальные, просто у них это происходит в замкнутом обществе, завуалировано. Поэтому, когда вдруг что-то происходит, то проявляются особые случаи, которые невозможно скрыть. На самом деле там существуют абсолютно те же пороки, что и в нерелигиозной части общества. Я надеюсь, что все это приведет к тому, что мы вспомним о нашей главной заповеди "возлюби ближнего как себя", что мы должны быть светом для всех народов мира. Наша богоизбранность в том, чтобы показать пример в объединении между собой, как у горы Синай, и привлечь к этому весь мир. В таком случае мы действительно станем тем элементом в мире, которым обязаны быть.
По проекции духовных сил
Весь земной шар географически состоит из частей, которые являются проекцией духовных сил. Внешние духовные силы, воздействуя на материальное, образуют в нашем мире свое следствие: континенты, моря, океаны и все прочее. А поскольку эти силы разноликие, то и их влияние на наш мир различно.
Поэтому существуют моря, океаны, земля, пустыня, леса, плодородные земли, территории, где человек может жить и где он неспособен жить.
Кроме того, есть места более благоприятные с духовной точки зрения - там развиваются духовные состояния. И есть места, противоположные духовному, где развиваются эгоистические духовные состояния, как, например, противостояние Рима и Иерусалима.
Рим представлял собой именно эгоистическую власть, покорение, поэтому вся Европа переняла эту идеологию и развилась в эгоизме. Но поскольку мы подходим сейчас к стадии исправления мира, то Европа постепенно будет падать все больше и больше.
В каббале, в частности в "Учении Десяти Сфирот", описано, какие силы действуют на каждый участок суши: сначала на Иерусалим, потом на Землю Израиля, на Ливан, Иорданию, Сирию, остальные части до Вавилона, и затем уже на весь остальной мир.
Вся Земля Израиля разделена как бы на десять сфирот. От Хермона через Голаны до озера Кинерет - это как бы верхняя Малхут, Бина. Иордан - это Зэир Анпин. А Иерусалим посредине, как сфира тифэрэт, которая потом нисходит в нижнюю Малхут - в Мертвое море.
Вся эта географическая картина четко построена по проекции духовных сил. Поэтому очень важно, где живет человек. Если он ощущает влияние различных духовных сил, то переезжая с места на место он будет чувствовать, как все меняется. Не зря сказано, что меняя место, меняешь удачу, т.е. судьбу.
К слиянию высшего Иерусалима с низшим
Е. Ф.: Почему именно в Иерусалиме сегодня наблюдается такое большое размежевание между людьми?
М. Л.: Дело в том, что Иерусалим находится в самой ближней точке к духовному. Но поскольку мы сегодня обратны духовному, то эта близость нам во вред.
Раньше, когда в Иерусалиме жили люди, пребывавшие в подобии Творцу, этот центр процветал. Он был близок к своей духовной силе, которая держала его, и они сосуществовали вместе.
А когда земной Иерусалим (нижний центр) и духовный Иерусалим противоположны друг другу, то эта противоположность проявляется в таком отвратительном, нехорошем виде. Поэтому Бааль Сулам пишет, что Иерусалим, бывший некогда центром святости, стал центром всей нечистоты. Это то, что мы сейчас наблюдаем.
Нам надо понять, что мы находимся в изгнании от духовного и должны вернуться к своему настоящему состоянию. Физическое изгнание уже закончилось, а духовное зависит только от нас.
Мы должны сами подняться до духовного уровня, и тогда обнаружим себя совершенными, соединенными между собой и со всем миром. Вот тогда высший Иерусалим сольется с низшим Иерусалимом, и все высшие силы проявятся на уровне нашего мира, нашей Земли.
Когда эгоизм перерастает внешние рамки
Реплика: Когда те или иные физические или моральные отклонения раскрываются в светской среде, это не вызывает особого шока и бума, поскольку эти люди не отделяют себя от других, не претендуют на какую-то богоизбранность, не диктуют другим, как себя вести.
Когда же такое явление раскрывается в ортодоксальных кругах, это вызывает шок.
М. Л.: То, что религиозные люди хотят показать, что они какие-то особенные, - это неважно. Биологически это абсолютно те же люди, у них нет никакой особой установки, внутреннего позыва быть другими. Но все равно в этой среде существуют очень хорошие взаимосвязи, общение, кассы взаимопомощи, определенная поддержка.
Чисто эгоистически их общество построено так, что в нем есть системы взаимной помощи. Это обычный земной иудаизм, который во многом помогает людям, давая им определенную моральную и физическую защиту, хотя при этом он одновременно консервирует наше развитие.
Религия не призвана исправлять человека. Религия - это просто домострой, обычный обиход. Как привычка, остающаяся у человека от отчего дома, маминой еды, того образа жизни, так и религия дает ему определенное окружение, оболочку для существования: делай такие-то действия, организуй свой быт так, это поможет тебе в жизни.
А когда эгоизм начинает развиваться, он перерастает эти рамки, и от всей религии остается только лишь соблюдение внешних обрядов, в то время как внутренне не остается никаких моральных установок.
Высший свет - лекарство для всех
Сегодня мы находимся в самом последнем мгновении нашего изгнания из духовного, когда проявляется все зло, которое только может быть в человечестве. Как сказано в "Пророках", еще возможны жуткие события. Постараемся, чтобы их не было, начнем исправляться раньше, чем они вынудят нас идти к исправлению большими страданиями.
При этом не надо никого обвинять. Надо просто рассказывать людям о том, что является нашей миссией и не делать особого расчета, кто тут прав, кто виноват. Все мы находимся в состоянии, изолированном от духовного. Все мы эгоисты, все мы неисправны, все мы жутко больны эгоизмом. Мы - раковая опухоль, поскольку абсолютно оторваны друг от друга.
Поэтому мы должны прийти к соединению, к взаимной любви на уровне душ, призвав высший свет, чтобы он нас исправил. Это и называется Торой.
Сказано: "Я создал эгоизм и дал Тору для его исправления". Надо увидеть, что ты эгоист. А религиозное воспитание скрывает это от человека, призывает считать себя совершенным, праведником. Только раскрыв эгоизм, человек поймет, что обязан его исправить, притягивая высший свет, поскольку свет исправляет. Вот тогда он почувствует исправление.
Я надеюсь, что каббала раскроется всему народу Израиля, и также всему миру. Мы взаимно поможем друг другу в общем исправлении и придем к совершенному состоянию. А начинать разбираться, кто лучше, кто хуже, нет смысла. Мы все больны и все нуждаемся в одном лекарстве - в высшем свете.