ТВ-программа "Крупным планом" - 20. Театр абсурда
Часть 20. ТВ-программа "Крупным планом". Театр абсурда.
Куда исчезла радужная перспектива?
Е. Фридман: Термины "театр абсурда" или "драма абсурда" возникли, как понятие, в двадцатом веке. В абсурдистских пьесах мир представлен как нечто бессмысленно существующее, лишенное логики, когда наши поступки или произносимые слова ни к чему не ведут. Получается, что есть много общего между театром абсурда и нашей жизнью?
М. Лайтман: Скорее всего, ведь поэтому и появилась идея передавать происходящее в нашем мире со сцены. Театр каким-то образом отображает наше представление о мире, наши чаяния, разочарования и надежды. Двадцатый век характерен именно этим. В середине двадцатого века человечество стало ощущать, что оно входит в какой-то бессмысленный период существования. Появился Римский клуб, потом Будапештский клуб и так далее. Ученые, обществоведы, политологи начали понимать, что мир теряет ту радужную перспективу, которая когда-то была перед людьми. Они всегда пытались представить себе будущее более радостным, лучшим, легким. Если их не интересовали духовные наполнения, то, по крайней мере, интересовали материальные. У людей были какие-то художественные, культурные запросы. Они пытались или надеялись изменить общественный строй, обезопасить свое будущее, старость. Иными словами, у них были какие-то потребности от этой жизни, от этого мира. Они считали, что когда-нибудь их наполнят и, самое главное, станут при этом счастливыми. А эгоизм постоянно рос, и они все время пытались его наполнить. И так бегали, как собака за хвостом. А сейчас радужная перспектива исчезла. Хвост исчез из поля зрения собаки, и она в растерянности не знает, куда бежать, - вот это наше человечество, это наше сегодняшнее состояние.
Жизнь - не случайный набор событий
Е. Ф.: То, что происходит в мире, можно назвать театром абсурда. Но человечество не понимает замысла Главного режиссера. В чем он заключается согласно каббале?
М. Л.: Главный режиссер - это, по сути дела, природа, которая управляет нами. Изучая природу, особенно кибернетику, биокибернетику, общие глобальные системы, земную геосферу, мы видим, что все взаимосвязано, находится в каком-то плане развития. Причем этот генеральный план разбивается на свои под-части, которые, в свою очередь, согласованы друг с другом. Ничего не происходит зря, все предусмотрено.
И даже если мы не знаем этот план, он все равно существует. Так же, как раньше мы не умели заранее предсказывать погоду за неделю или за месяц, а сегодня можем. Так что, своим изучением мы практически не вносим никакой коррективы ни во что, - просто раскрываем, что в мире есть эта программа. Жизнь не является случайным набором событий. Это мы видим из всех наших исследований. Поэтому возникает вопрос: "Если так, то я, как венец природы, уж точно имею какую-то цель. Не зря меня создавала природа. Если в каждой частичке, в каждом атоме и молекуле заложена огромная мудрость, причинно-следственное развитие и так далее, так в чем же мое причинно-следственное развитие? В чем заключается то следствие, к которому я должен прийти?" Такие вопросы, с одной стороны, ставят нас в тупик. С другой стороны, нам необходимо их выяснить, иначе нет смысла жить. Вот это - наше поколение, в котором люди начинают ощущать, что необходимо раскрыть этот замысел, потому что жизнь без погони за чем-то, без какой-то перспективы, просто опустошает и лишает человека желания жить.
Наполнить пустоту содержанием
По замыслу творения люди постоянно играют какие-то роли, сами не осознавая того. Человек искусственно выполняет то, что природа вызывает в нем. Так было на протяжении всей истории, а сегодня эта парадигма заканчивается. Сегодня мы должны войти в совершенно другую полосу развития и начать продвигаться, осознавая, понимая, включаясь сами в этот процесс. Вот в чем проблема. Получая от природы такие позывные, то есть пустоту, я должен сам наполнить ее содержанием: для чего я это делаю, во имя чего. Я должен раскрыть все замыслы природы, может согласиться с ними, может - нет, но исследовать и в соответствии с этим действовать.
Сегодня природа требует от меня сознательного вмешательства, участия, партнерства с ней. И тут получается, что я не знаю, что делать. Я должен как-то с этим справиться. Поэтому сейчас раскрывается наука каббала, которая объясняет нам программу природы: заданное заранее течение всей материи, информации, энергии в огромном пространстве, которое мы еще не понимаем и не знаем, чем оно наполнено вокруг нас. Нам еще предстоит это постичь.
Увидеть себя в картине мироздания
Наши органы чувств раскрывают только часть того, что находится вокруг нас. Эту часть мы называем нашим миром. А вокруг находится еще очень много всевозможных объектов, действий. Мы их не ощущаем, не понимаем, не осознаём. На самом деле, мы существуем в огромном мире, наполненном в миллиарды раз больше того, что мы представляем себе сегодня. Мы связаны с объектами, действиями, причинами и следствиями всего, что происходит. Но чтобы понять, для чего мы и к чему мы, мы должны сначала все это раскрыть, а потом, познакомившись с этим, увидеть себя во всей этой картине. Тогда мы сможем сделать какие-то выводы о том, кто мы, что мы, для чего и как.
Реплика: Каббалист говорит: "Человечество развивается", потому что он знает окончательную цель?
М. Л.: Не только каббалисты, но и все говорят о том, что мы развиваемся. Кто-то считает, что это происходит относительно обезьян. Другой - относительно Адама, из которого мы развились. Третий - из каких-то межпланетных спор, якобы залетевших на Землю. Какая разница из чего? Некоторые считают, что Марс когда-то был заселен, а потом отдалился от Земли. Это как бы наше прошлое, оттуда мы переселились на Землю. А наше будущее - это Венера, которая потихоньку, через миллиарды лет окажется на месте Земли, а Земля окажется на месте Марса. Есть много всевозможных теорий.
Человек - отпечаток окружающего общества
Реплика: Даниэль Карнеги писал: "Будь самим собой, потому что на Земле нет второго такого человека, как ты". Но мы всю жизнь занимаемся тем, что выполняем желания, навязанные нам извне. По большому счету мы не являемся сами собой.
М. Л.: Мы, как маленькие дети, постоянно учимся от других. Посмотрите на маленького ребенка. Он все время учится от взрослых, подражает им. Ты можешь называть, допустим, чашку каким-то другим словом, а он станет за тобой повторять и привыкнет к этому названию. Если ты научишь его какому-то действию, он будет пытаться повторять его. Потом эта привычка войдет в его природу. Он станет инстинктивно предпочитать это действие другим, даже более разумным и полезным, потому что привычка становится второй натурой и, выполняя ее желания, он будет получать от этого удовольствие. Поэтому все мы являемся отпечатком окружающего общества, и никто из нас не является сам собой.
Е. Ф.: А не пришло ли время нам быть самими собой? Когда это может произойти?
М. Л.: Сегодня уже возникает такое желание, но пока еще у небольшого количества людей, которые начинают спрашивать себя о цели существования, о кажущейся бесцельности этого мира. Этим вопросом задаются миллионы людей в мире, но миллионы - это не миллиарды.
К чему толкает нас природа
Вопрос о цели жизни возникает в человеке, так как к этому толкает нас природа, ее программа, по которой мы должны развиться до постижения всего объема мироздания, до ощущения рамок общего мира, выходящего за рамки этого мира - туда, где бы мы не чувствовали себя только в своей животной ипостаси, как сегодня. Сегодня мы состоим из неживой, растительной и животной материи. А должны вырасти еще на одну ступень. Мы всего лишь животные. Пока существует мое физическое тело, существую я. То есть мое "я" включено в это животное и живет в нем.
А как мне вытащить это "я" наверх из своего животного состояния и сделать его развивающимся индивидуально, отдельно от своего животного, независимо от него, даже если это животное будет умирать, а мое "я" останется? Как мне это "я" оторвать настолько, чтобы оно существовало самостоятельно? В этом, в принципе, заключается идея каббалы, потому что в таком случае нам есть ради чего жить. Оторвать свое "я" - значит подняться над своим животным состоянием настолько, чтобы оно не мешало тебе существовать самостоятельно.
В нашем мире издавна разработаны всевозможные теории, как подавить тело, практически убить его, изничтожить всякими страданиями, истязаниями, голодовками медитациями. А каббала - это особая методика, построенная на том, что человек должен вместе с этой жизнью, вместе с этим телом начать ощущать еще огромный мир, в котором его "я" существует выше своего тела, независимо от него.
Подняться над телом
Е. Ф.: Вы постоянно употребляете фразу "подняться над своим телом". Что это значит?
М. Л.: "Подняться над телом" означает подняться в своих свойствах, желаниях, чувствах так, чтобы не было никакой связи между тем, что ты ощущаешь в теле, и тем, что ты ощущаешь в своем "я" - в духе. Никакой связи! В таком случае, когда тело действительно умирает, твое "я" остается самостоятельно существовать, потому что оно успело оторваться до гибели этого тела, выйти из него. И пока мы не реализуем выход из тела, мы все время будем возвращаться в него и таким образом регенерировать в нем.
Между обезьяной и Творцом
Реплика: В одной из школ родители подали иск против учителей, мотивируя это тем, что происхождение человека от обезьяны является полным абсурдом.
М. Л.: Нет, наше тело действительно произошло от обезьяны, а наше "я" исходит от высшей силы. И никуда от этого не денешься! Они забывают про вторую половину. Человек, который во мне, не произошел от обезьяны. Только мое тело является следствием животного развития.
Реплика: Дело в том, что родители призывали педагогов дать маленькому человеку некую свободу выбора между тем, что он не только тело. Возможно, что в нем есть что-то еще.
М. Л.: Выбирать между обезьяной и Творцом? Выбор хороший. Только как они это сделают? На самом деле между обезьяной и Творцом есть "я" человека. Если вы раскроете каббалистические книги, написанные задолго до Дарвина, то увидите, что тело человека произошло от обезьяны - от неживого к растительному уровню, от растительного к животному. Об этом сказано в Книге Зоар две тысячи лет назад, в трудах Ари 600 лет назад. А теории Дарвина всего 250 лет. То есть промежуточное состояние между животным и человеческим телом - это обезьяна. Это все равно будет доказано наукой. Но проблема же не в этом! Проблема в том, что человеческое "я" не имеет никакой связи с обезьяной. Это только наше тело, физиология, плоть.
Развить свое "я"
Когда ребенок спрашивает родителей, откуда он появился, мы начинаем объяснять ему это на уровне физиологии - от мамы и папы. Но существует четкий разрыв между нашим "я" и нашим телом, которое к этому "я" не имеет отношения. Просто мы пока еще не развили свое "я" и отождествляем его с телом. На самом деле между ними нет никакой связи! Каббала говорит, что нам надо оторваться от материального тела и подняться над ним. И это не всевозможные медитации, а выход своего "я" из тела и существование совсем в другом постижении, в другом ощущении пространства, в ощущении иной жизни. Оно не ограничено нашим пульсом, то есть временем, движением и пространством, которые улавливают мои пять телесных органов чувств, не ограничено моей коробочкой из плоти. Я начинаю ощущать всё через другие органы чувств - своего "я". Они называются пятью органами духовного восприятия, потому что это действительно дух, уровень выше тела.
Пробить скорлупу незнания
Е. Ф.: Не является ли нынешнее воспитание театром абсурда? Мы обучаемся множеству предметов, законам математики, физики, химии. А кто мы, для чего, откуда и почему - этому нас не обучают.
М. Л.: Естественно. А кто может этому обучать? Вы можете требовать от учителей что угодно, но их этому тоже не учили. Они даже не знают, что говорить детям. А у детей большее желание, больший потенциальный запрос, чем у родителей. Кто им об этом расскажет? Ведь родители тоже ничего об этом не знают, они в растерянности. Сегодня родители не в состоянии удержать ребенка рядом с собой, ничего не могут сказать, им нечего дать! У ребенка такие запросы! Разве что-то меняется от того, что отец знает высшую математику или физику, а мама знает биологию, гинекологию или что-то еще? Это детям не нужно. Им надо знать смысл жизни! Но родители об этом не знают. Поэтому дети смотрят на них как на динозавров, живущих животной жизнью, занимающихся домашним хозяйством. "Ну и занимайтесь. Дайте мне только поесть, а всем остальным вы все равно не можете наполнить меня. Оставьте меня в покое!" - вот что ребенок требует от родителей. И он прав.
То же самое в школе. Что могут дать им учителя, если у детей совершенно иные запросы? Они не хотят знаний ради того, чтобы научиться зарабатывать деньги. В первую очередь они хотят достигнуть своего "я". В них неосознанно существует такая внутренняя потребность, и не чувствуя, что могут наполнить ее, они убивают себя наркотиками, гулянками, вечеринками и даже компьютерными играми, в которых они забываются, создавая для себя другую атмосферу, помогающую им заиграться. Они продолжают свою детскую игру, ведь если по-взрослому взглянуть на мир, то этот мир пуст. Лучше уйти обратно в детское сообщество и оставаться там. Это то, что у них остается. Поэтому они углубляются в компьютеры, во что-то виртуальное, максимально оторванное от жизни, чтобы поменьше иметь дело с внешним миром.
Е. Ф.: То есть их внутренний запрос приобретает такие негативные внешние формы?
М. Л.: Я не считаю их негативными. В итоге эти запросы найдут свой выход, свое решение, прорвут, как нарыв, скорлупу непонимания, незнания, отторжения. И люди найдут ответ, что существует методика, которая позволяет увидеть то, что ты желаешь.
Физиологическое взросление
Реплика: Согласно каббале, детей в возрасте от 9 до 13 лет должны воспитывать в плане взаимодействия между полами.
М. Л.: Можно и раньше. За границей это практикуют уже в детских садах.
Е. Ф.: Но почему сегодня мы обучаем взаимодействию полов только на уровне полового воспитания и не говорим о внутренней взаимосвязи между мужчиной и женщиной?
М. Л.: Потому что мы не знаем, для чего она нужна. Мы знаем, что встречается мужская особь с женской особью, чтобы случиться и воспроизвести потомство. Как у рыбок, птичек, животных, так и у человека, как части животного мира. Мы рассказываем детям о физиологии. А что мы можем еще объяснять? Про любовь? У мальчиков до 20 лет существует период, когда они внутренне созревают для принятия особых, больших решений в этой жизни. Иными словами, им не все позволяется. В этой жизни им позволяется все, кроме владения землей, то есть кроме чего-то большого, глобального принятия каких-то решений. Потому эти семь лет от 13 до 20 они должны учиться от общества, что значит быть взрослым, но взрослым животным. И в наше время они действительно такими становятся. Кроме того, именно в наше время раскрывается каббала, и не раньше. Так что, все это абсолютно точно совпадает.
А люди выдвигают разные догадки, что, дескать, мы физически рано созреваем, потому что едим продукты с пестицидами, или на нас влияет радиация, или еще что-то. Каббала же говорит, что все основано только на растущем эгоизме, который вызывает в нас раннее созревание.
Понять тенденцию происходящего
Реплика: Сегодня воспитание мальчиков и девочек сводится только к половому вопросу. Нет какого-то более внутреннего взаимодействия.
М. Л.: Но и взрослые тоже сводят всё к этому, считая, что надо просто научить детей безопасному сексу и больше ничего.
Е. Ф.: Это внутренняя неисправность взрослых?
М. Л.: Не думаю. Все, что происходит в мире, я вижу как еще один этап для движения вперед. Мы не должны отрицательно относиться к тому, что происходит. Нам нужно просто понять тенденцию, и, если возможно, объяснить ее, исходя из понимания ее конечного результата. Тогда нам будет понятно, почему сегодня мы переживаем такие события, а не другие, и как нам все-таки подготовить детей идти более правильно к цели, к которой движет нас природа. Я надеюсь, что все страдания, которые мы переживаем и как родители, да и дети по-своему, позволят нам раскрыть глаза.