ТВ-программа "Крупным планом" - 18. За последней чертой
Часть 18. ТВ-программа "Крупным планом". За последней чертой.
Почему каббалист не боится смерти
Е. Фридман: Вы говорите, что каббалист существует выше уровня смерти, а обычный человек - ниже этого уровня. Что это значит?
М. Лайтман: Каббалист не боится смерти, в то время как обычный человек постоянно живет в этом страхе, пытается забыться, заигрывая себя различными действиями, только бы не думать о том, что его жизнь приближается к концу. Страх, непонятная черта исчезновения, прекращения жизни... "Для чего же я тогда существую, зачем я все это делаю?" И хотя эти вопросы для нас очень актуальны, но они остаются без решения, за бортом нашей жизни. Мы просто отстраняем их от себя и занимаемся второстепенными, третьестепенными занятиями, оставив самое главное в стороне, как будто этого не существует. Но если бы мы поставили перед собой эти вопросы как самые важные, то все остальное просто не имело бы смысла, прежде чем мы их не решим. "Для чего я рожаю детей? Для чего сам существую? Гоняюсь за всякими мелочными наполнениями в жизни - для чего?!" А каббалист раскрывает все это и потому существует в абсолютно явном, реальном движении. Для него все стоит на своих местах. Он не занимается полунамеками, не скрывает от себя рождение и смерть, прекращение этой жизни. Он понимает важность каждого своего состояния.
Он ведет себя в этой жизни разумно, потому что относится к каждому явлению в его настоящей перспективе, в его настоящем измерении, в его настоящей важности - в соответствии с жизнью, движением, смертью, реинкарнацией, достижением какой-то конечной цели, которая, возможно, будет через несколько жизней. Он видит всю эту перспективу. И поэтому для него эта маленькая жизнь тоже является частью из многих. Он понимает, где находится каждое его движение, каждый его поступок. То есть он действует в нашем мире не так, как обычный человечек - сегодня прожил, завтра: "Что будет, то будет, что я могу сделать?" - то есть, не понимая следующего мгновения, не представляя себе, будет ли оно вообще или нет.
Сколько жизней нам предстоит прожить?
Е. Ф.: Слова "рождение" и "смерть", в которые вы вкладываете каббалистический смысл, наверное, отличаются от наших обычных понятий? Насколько мне известно, каббалисты не отмечают свой день рождения.
М. Л.: День смерти тоже. Однако в истории есть пример его празднования: в Лаг ба Омер мы отмечаем день ухода из этого мира рабби Шимона - человека, написавшего Книгу Зоар. Дело в том, что рабби Шимон полностью завершил свою работу. Он отработал свою жизнь на все 100 процентов, передав людям источник жизни, методику исправления. Как только он закончил это, тут же ушел из материальной жизни. А что ему еще было делать в этом мире? Он выполнил свою миссию. В этом мире мы существуем столько раз, столько жизней, сколько необходимо для того, чтобы реализоваться. А потом нам не нужно приходить сюда. Этот мир - самое худшее состояние из всех существующих в природе.
Реплика: Но мы считаем, что это нечто замечательное и прекрасное.
М. Л.: У нас ничего другого нет. Нам просто страшно уходить от этого. "Куда мы уходим? Что с нами происходит?" - мы не знаем. На самом деле человек, который не достиг хотя бы первых десяти сфирот развития своей души, просто умирает, т.е. умирает его животное тело, и он снова появляется в этой же животной оболочке. Он не чувствует себя в других измерениях. Для того чтобы выйти в духовный мир, надо выйти в него при жизни в этом мире, и тогда животное тело, живя или умирая, никоим образом не влияет на твое духовное состояние. Поэтому сказано: "Мир свой увидишь еще при жизни".
Что раскрывает каббалист?
Е. Ф.: Вы говорили, что если человек не развил свою душу, то она тут же возвращается в тело, поскольку у нее нет органов ощущений, чтобы существовать в духовном мире, подобно тому как человек не может существовать в нашем мире, не зная элементарных законов. Что это за законы духовного мира?
М. Л.: Законы духовного мира - это те законы, по которым мы существуем в нем. То есть вокруг нас есть еще одно измерение, дополнительная часть мироздания, скрытая от нас. Но мы с ней не контактируем, потому что у нас нет ее свойств. А каббалист раскрывает это измерение. Поэтому он называется каббалистом, то есть получающим, обнаруживающим, раскрывающим эту информацию, эти ощущения, так как он развивает в себе соответствующие чувства. Развиваются они "выходом из себя". Сказано: "Возлюби ближнего как себя", - то есть нужно выйти в такие желания, которые находятся вне тебя, и тогда ты действительно ощутишь то, что есть вне тебя. То, что существует вне нас, называется Высшим или духовным миром, а то, что ощущается в нас, называется нашим или земным миром.
Существуем ли мы?
Е. Ф.: Смерть для обычного человека - это такое состояние, когда он перестает ощущать поток информации через свои пять физических органов чувств?
М. Л.: Да, его тело умирает - глаза как бы не видят, уши не слышат и так далее. Это для нас называется смертью.
Е. Ф.: А на самом деле?
М. Л.: Я не знаю, что вы определяете под "жизнью и смертью". Потому что если вы измеряете это относительно духовного, то с точки зрения каббалы даже живущие люди считаются еще не существующими относительно него. Не то, что мертвыми или живыми, а не существующими. Допустим, ребенок, который еще не родился, он существует или нет? В каком-то потенциальном виде. Есть какая-то сила, которая пройдет через его родителей, выразится в соединении их половых клеток, дающих в итоге зарождение организма, который разовьется и родится. Но сегодня, когда еще нет ни его, ни родителей, никого, это существует в виде сил, потенциалов в окружающем нас пространстве.
Е. Ф.: То есть все мы сейчас существуем в виде потенциалов?
М. Л.: Относительно духовного мира - да. А так - нас нет. Я думаю, что эта информация должна дать людям правильное понимание того, где они находятся. Сегодня у них есть возможность очень легко и быстро ее реализовать. Поэтому родиться - зависит от каждого из нас. Родиться в духовном мире - это значит начать ощущать его через свои пять духовных органов чувств: кетэр, хохма, бина, зэир анпин, малхут, которые аналогичны пяти материальным органам чувств. Наше развитие в духовном мире происходит по тем же стадиям внутриутробного зарождения в духовной маме, рождения, вскармливания и так далее, т.е. по абсолютно тем же ступеням, по которым человек развивается в нашем мире.
Развить свою душу
Каббала говорит о том, что человек должен развивать свою душу. А для чего еще мы существуем? Нам понятно, что такое животное тело и его жизнь на этой земле. Но главное для нас - развитие души. Сказано, что душа - это часть Творца, то есть часть некого Абсолюта в человеке. Творец - это свойство отдачи и любви. Казалось бы, наоборот: если душа - это часть Творца в нас, то, будучи Его частью, она не должна подлежать исправлению. Но прежде всего, ее надо в себе создать, захотеть, чтобы она образовалась, пожелать быть частью Творца, чтобы это свойство родилось в нас. Когда каббала говорит: "Человек - это часть Творца", - она говорит со стороны Творца. А со стороны человека нужно огромное усилие, чтобы это с ним произошло.
Вверх от земли
Е. Ф.: Если каббала - это наука, почему она оперирует таким понятием как Творец? Как это совместимо?
М. Л.: Творец - это общая сила природы. Это то, что желал раскрыть Эйнштейн, как физик. Многие ученые понимают, что в природе существует одна единая сила, которая относительно нас проявляется как множество различных физических, химических, космических явлений, сил, в том числе тех, о которых мы еще не знаем. В принципе, за всеми этими частными явлениями и законами, которые мы раскрываем относительно наших органов чувств, стоит одна единая сила, один единый источник. Постепенно, по мере исследования природы, мы приходим к такому выводу. Эта единая сила в каббале называется Творцом, потому что она нас создала. Мы являемся произведением природы. Гематрия слово "тэва" (природа) тождественна слову "Элоким" (имя Творца). Это указывает на то, что Творец или природа - одно и то же. Теория единого поля, которую искал Эйнштейн, в каббале абсолютно четко преподносится любому желающему ее понять, и, исходя из этого, определять свои движения в этом поле, точно как электрический заряд движется в электромагнитном поле к ее источнику, чтобы войти в гармонию с собой.
Допустим, у электрического заряда есть масса, и есть какое-то гравитационное поле, в котором он находит состояние равновесия. Масса и гравитационное поле притягивает его, как эгоизм, вниз к нашему миру, а электрический потенциал в нем и источник электромагнитного поля находится сверху, и в зависимости от разницы этих сил он пребывает, что называется, между небом и землей. Так и мы должны себя развить, чтобы наш духовный потенциал тянул нас вверх, все выше и выше от земли. Поэтому вся методика нашего восхождения, нашего развития может быть описана в четких физических формулах. Каббала оперирует абсолютно реальными терминами: толщина, притяжение, экран, жесткость экрана, сила отражения, свет, приходящий под определенным углом, интерференция и т.д.. Вместе с этим в человеке возникают определенные ощущения, ведь пользуясь этими явлениями, он применяет их в себе, в своих силах. И тогда через свои силы он ощущает все окружающее, которое называется Высшим миром.
Е. Ф.: Как возможно, чтобы через эти, казалось бы, сухие термины, человек вдруг пришел к ощущениям?
М. Л.: Возможно! Например, когда вы смотрите на ноты, вам кажется, что на бумаге нарисованы какие-то закорючки. А музыкант смотрит на это и плачет, смеется, поет. Для него это запись информации. Каббалист видит этот язык! Для него этот язык - живой! В нем начинают играть чувства и силы.
Мог ли Эйнштейн разработать теорию единого поля?
Реплика: Известно, что Эйнштейн, разработав теорию единого поля, впоследствии сжег ее, поскольку боялся, чтобы этим знанием не воспользовались недостойные.
М. Л.: Я пытался немного разобраться в этом, даже специально побывал в Берне. Не думаю, что у Эйнштейна все-таки была возможность разработать эту теорию, поскольку прийти к серьезному выводу о наличии единого поля и описать его возможно только сверху.
Сверху - то есть через знания каббалы. Иначе невозможно, поскольку возникает огромное количество таких проблем, которые в нашем мире не могут быть описаны. Это так же, как в квантовой физике: вдруг мы встречаем в корпускулярных и волновых теориях информацию, что одно и то же тело может одновременно находиться в двух местах. То есть здесь мы видим пограничные явления. Науке еще предстоит раскрыть в будущем многое, с чем она не сможет работать. Ведь для того, чтобы правильно видеть эти явления, человек должен сам подняться на их уровень, т.е. выше времени, перемещения, скорости, пространства. Это возможно, только когда он обретает духовные силы. А для этого ему нужна наука каббала. Поэтому, несмотря на то что Эйнштейн стремился разработать теорию единого поля, и сейчас пытаются многие ученые, но достичь этого они смогут только после того, как придут к нам заниматься. Я в этом уверен. Думаю, что это следующий этап.
Реплика: Говорят, если бы человеку было дано знание, о котором говорит каббала, то многие могли бы использовать его во вред.
М. Л.: Нет! Никогда! Потому что те явления, которые бы они раскрыли, уже не существуют на земном уровне. Вы не можете к ним пристроить никакие инструменты, не можете никаким образом ничего с ними сделать, потому что пропускаете их только через себя, внутри своей души, внутри своих свойств. Что значит "душа"? Это те мои свойства, которые находятся выше времени, места, перемещения.
Вечность духовного контакта
Е. Ф.: Вы говорили, что когда умирает какой-то человек, которого вы хорошо знали и ощущали с ним определенную душевную, человеческую близость, то вы смотрите на это двояко. С одной стороны, как каббалист, вы понимаете, что человек просто завершил свою миссию на данном этапе и продолжает свой путь. А с другой стороны, вы ощущаете боль его родственников, с которыми вы знакомы. Как возможно такое двоякое восприятие?
М. Л.: Такие тесные контакты были у меня с моим учителем. Я был рядом с ним в течение 12 лет, практически все часы, кроме сна и еще трех-четырех часов в день, когда я должен был работать. Плюс к тому, раз в неделю мы уезжали с ним на два дня в Тверию. У нас там был маленький домик. Несмотря на это, когда он ушел, мне было абсолютно понятно, что этот человек завершил свою миссию, и теперь должен продолжать ее я. Я остался на том уровне, на котором находился с ним в духовном, душевном, внутреннем контакте, и хотя не вижу его внешне, но наш контакт продолжает развиваться. Так что, по сути дела, мне не мешает его физическое отсутствие. Оно во многом помогает мне, потому как я чувствую свои обязанности, чувствую совершенно иную задачу, которая стоит передо мной. Вообще каббалисты не встречают смерть своих учителей так, как в нашем мире мы встречаем смерть родных. То есть это не уход от нас. Нет такого "уход от нас"!
Что значит "он от меня ушел"? Тело скрылось из глаз, исчезло из этого мира. Но он от меня не ушел! У меня с ним был внутренний контакт, вместе в одном желании, в одном стремлении, в одном сосуде. Наши души соприкасались, взаимно проникали друг в друга. Это взаимное проникновение, взаимные духовные действия остаются и развиваются. Я, ни в коем случае, не чувствую себя отделенным от него и через него от всех каббалистов по этой длинной цепочке до Адама. Я чувствую, что я с ними связан в той мере, в которой могу это осознавать, ощущать, понимать, раскрывать для себя. Я ощущаю это явно, так же как человек в нашем мире чувствует себя принадлежащим своим родственникам, своим товарищам, своим сослуживцам, своему народу, нашему миру. Это абсолютно четкое чувство, с которым ты живешь. И то, что один уходит, или вы оба поднимаетесь дальше вместе, - меняется при этом, конечно, эти чувства трансформируются на другом уровне, но они все равно остаются, нет разрыва. Разве животное тело может здесь как-то повлиять на духовный контакт?! Ни в коем случае!
Где найти бессмертие?
Е. Ф.: Где та грань, когда человек приобретает свободу от смерти, вернее, свободу от этого понятия?
М. Л.: Человек обретает свободу от смерти, как только он начинает ощущать Высший мир. Поэтому написано на Скрижалях Завета: "Херут" - "Свобода". Имеется в виду свобода от ангела смерти. Об этом сказано: "Вот я дарую тебе сегодня жизнь и смерть. Выбери жизнь". Причем это не та жизнь, когда ты просто существуешь, а духовная жизнь, которую ты можешь сейчас достичь и стать выше нее. По сути дела - "Выбери бессмертие".
Реплика: Но многие пытались искать это бессмертие. И сегодня ученые пытаются найти это "Я", которое воспринимает реальность. Они уже исследовали всё, что можно, и говорят: "В мозге мы этого не нашли". Более того, мы не воспринимаем эту реальность через глаза. В задней части нашего мозга есть нечто вроде экрана, который отражает то, что находится внутри нас. Каббалисты говорили и писали об этом много веков назад.
М. Л.: Каббалисты это видели, раскрывали, ощущали. А ученые просто так думают. Они явно не представляют, что мир, который мы видим перед нами, находится внутри нас. Просто они догадываются, что так должно быть, что наши глаза не видят то, что происходит снаружи. Вообще глаза - это не орган зрения. Орган зрения - наш мозг. А глаза представляют собой линзу, которая переворачивает то, что есть внутри нас, наружу. Поэтому мы пока можем объяснить себе существующее только таким образом.
Но все равно мы придем к состоянию, когда обнаружим, что каббала нам жизненно необходима, потому что без правильного взгляда на жизнь, без реального постижения мироздания мы просто не можем существовать, мы теряемся в этом. Мы настолько развились и настолько углубились в материю, что потерялись в этом лесу. Что делать дальше, мы не знаем. Ни в чем! Мы вдруг оказываемся такими потерянными, маленькими, зависящими полностью от природы: "Что с нами дальше?" И вот здесь раскрывается каббала. Я думаю, что люди начнут ее правильно принимать, как науку о цельном едином мироздании, и самое главное, как науку, которая выводит нас на вечный, совершенный уровень существования.