ТВ-программа "Крупным планом" - 16. Подводя итоги
Часть 16. ТВ-программа "Крупным планом". Подводя итоги.
Отсутствие жизненных ориентиров
Е. Фридман: В книге писателя Владимира Жикаренцева "Путь к свободе" говорится о том, что все болезни - это следствие размышлений на тему: "Зачем все это?", и надо гнать от себя такие мысли. Но надо ли их гнать на самом деле?
М. Лайтман: Проблема в том, что человечество постоянно пытается избавиться от этих мыслей, но очень нехорошими средствами, от которых оно все больше уходит вниз. Ведь, в принципе, эти мысли приходят нам для того, чтобы мы над ними приподнялись, и они стали бы для нас как рычаг, с помощью которого мы достигли бы большего развития.
Сегодня в мире многие говорят: "Зачем нам промышленность и технологическое развитие? Смотрите, к чему мы пришли, - мы засоряем и убиваем экологию, мы уничтожаем себя. Для чего это нужно?"
Но мы не можем остановить природу, не можем остановить человека. Мы просто должны знать, как правильно все использовать.
Поэтому, если в нас раскрываются новые пустоты, какие-то новые желания, и мы не видим, как их наполнить, нам недостаточно того, что здесь есть, мы хотим чего-то большего, но сами не знаем чего, - и когда это "большее" нам не светит, мы не видим его перед собой, - тогда мы входим в депрессию, в какие-то проблемы. То есть это - отсутствие жизненных ориентиров.
В этом мире нечего искать
В нашем поколении мы приходим к состоянию, когда в этом мире нам больше нечего искать. С одной стороны, он стал вроде бы таким доступным, а с другой стороны, таким недостаточным для меня, что я просто не знаю, что здесь делаю. Поэтому сегодня вопрос о смысле жизни поражает всех. Практически большая половина человечества находится в состоянии скрытой или явной депрессии, вплоть до того, что депрессия стала виральной болезнью, от которой заражаются и люди, и животные, живущие рядом с нами. Сейчас выпускаются антидепрессанты даже для кошек и собак. А от человека к человеку депрессия передается чуть ли не "воздушно-капельным" методом. В ближайшем будущем мы увидим еще большее нисхождение. Оно началось в шестидесятых годах прошлого века, когда стали проявляться разочарование и нигилизм. Раньше нам казалось, что они характерны только для особой "золотой" молодежи. На самом деле это серьезная проблема, с которой мы не знаем, как справиться. Наркотики, разводы, антидепрессанты, личный психолог, - что только человек не делает, и в итоге, рад тому, что уходит из жизни.
С нулевым результатом
Почему вопрос о смысле жизни возникает у человека именно в тот момент, когда он вроде бы всего достиг? Потому что у него больше нет целей. Потеряны все ориентиры, и наш мир не может их ему дать. Мы специально созданы таким образом, чтобы начать подниматься с уровня нашего мира в следующее измерение. Но человек этого не видит. Он видит: вот наше время, вот наше поколение, вот эти 50-100 лет - очень небольшой исторический отрезок. Мы все время бежали за всякими достижениями, деньгами, властью, славой, известностью, и не думали, что смертны. Различные цели внутри жизни заслоняли нам конечный нулевой результат: "Неважно. Главное, что сегодня я могу себя заиграть". А сейчас мы приходим к тому, что заиграть себя в течение этой жизни не получается. Не могу! Как узник, который сидит в камере, ему подают хорошую еду, а он слышит, как во дворе сколачивают для него виселицу.
Что он может сделать? Только напиться от безысходности. Может ли он веселиться, если постоянно слышит этот стук? Как только возведут виселицу, его выведут и повесят. Вот в таком состоянии, когда перед нами явно проявляется итоговое состояние нашего существования, мы не понимаем, для чего жить. Когда перед нами стоит вопрос о смысле жизни больше, чем сама жизнь, то происходит переоценка ценностей, и нам очень важен итог. Тут человечество подходит к такому состоянию: если эта жизнь заканчивается, то сама она ничего не стоит.
Понять, для чего жить
Е. Ф.: Когда в человеке раскрывается вопрос о смысле жизни, очень важно, как его использовать. То есть важно понимание того, что это качественно новое желание, которое дает мне возможность подняться на другой уровень?
М. Л.: Да, но только в том случае, когда у вас есть решение вопроса: "Что дальше за пределами этой жизни?". Причем реальное, а не то, что вам обещают: "Если вы убьете пятьдесят человек, то сразу же попадете в рай со ста гуриями". Не веря никому на слово, вы можете реально раскрыть для себя следующее течение нашего существования, за пределами нашего тела, выйти из него уже сейчас и начинать постигать истинную реальность. Вы еще живете в этой жизни, и сразу же здесь внакладку идет следующий ее уровень, вы его продолжаете и видите, что он бесконечный, совершенный. Тогда стоит жить, а иначе - нет. Сегодня мы не хотим рожать детей. Зачем? К чему? Когда я вижу, какая жизнь, как люди страдают... Я вкладываю в ребенка, воспитываю его. Для чего? Чтобы с 15 лет он стал ощущать себя несчастным. Он сам подсознательно спрашивает: "Зачем ты меня родил?" Поэтому если я не отвечу себе на вопрос о смысле моей жизни и моих детей, то на этом надо заканчивать наше земное существование раньше, чем погаснет солнце.
Посмотрите, что происходит с Европой - кругом отрицательная демография. Разве нам тяжело жить? Совсем не тяжело! Люди жили в намного худших условиях и рожали по пятнадцать детей. А сейчас нет смысла даже в одном ребенке, потому что человек настолько опустошен внутри, что чувствует эту пустоту и в своем продолжении. И тут, именно в нашем поколении раскрывается каббала и предоставляет нам возможность раскрыть перспективу, которая изменит всю нашу жизнь.
"Когда печалится лицо, добреет сердце"
Царь Соломон писал: "Лучше доброе имя, чем добрый елей. А день смерти лучше дня рождения. Лучше пойти в дом скорби, чем пойти в дом пира, ибо таков конец каждого человека. И живой пусть обратит на этой внимание. Лучше скорбь, чем смех, ибо когда печалится лицо, добреет сердце". В принципе, каббала говорит о том, что человек должен задуматься об общем итоге своей жизни. Царь Соломон достиг этого ответа. Он был на очень высоком каббалистическом уровне. "Экклезиаст" ("Коэлет") - это великая книга, написанная им с так называемой левой стороны создания ("кав смоль", "левая линия"). Царь Соломон раскрывает вопросы, которые должен задать себе человек и найти на них ответ, а иначе его жизнь не имеет смысла. Говоря, что "день смерти лучше, чем день рождения", царь Соломон имеет в виду день смерти эгоизма в человеке и его подъем на следующую ступень. Этого достиг сам царь Соломон, и поэтому он считается самым мудрым. То есть он вобрал в себя весь свет мудрости именно потому, что подготовил себя к духовному восхождению. В Книге Зоар есть целая глава, посвященная "Экклезиасту". Она раскрывает написанное в свете каббалы, то есть в свете всего строения мироздания, и объясняет, каким образом человек должен войти в "Экклезиаст", чтобы именно глазами царя Соломона видеть этот мир, это восхождение, эту перспективу.
Нам действительно раскрываются настоящие перспективы. И выходит, что Соломон был прав: лучше скорбь, чем смех, поскольку человек избавляется от прежней легкости, надуманности, пустого наполнения и приходит к настоящему опустошению. А до этого у него не возникает вопрос об истинном смысле жизни. Он просто существует, как маленькое животное. И когда приходит к этому вопросу, то тут он должен найти на него ответ.
С первой страницы
Самая основополагающая книга по каббале "Учение Десяти Сфирот" начинается с вопроса о смысле жизни. Эта книга включает в себя информацию обо всем мироздании от момента его сотворения до его исправления и достижения самого полного состояния. Она очень специфическая, охватывает всё и предназначена только для каббалистов.
В "Предисловии к Учению Десяти Сфирот" объясняется, для чего человеку нужна каббала, знание обо всех мирах, их структуре, взаимодействии, функционировании. С первой страницы читателя подводят к очень простому вопросу: "Задумываешься ли ты, каков смысл жизни? Чем ты себя наполняешь?". Если ты удовлетворен, продолжай жить, как жил. Но если ты задаешься этим вопросом, чувствуешь пустоту, спрашиваешь о смысле жизни и не понимаешь, для чего она нужна, и этот вопрос тебя настолько ослабляет, что вводит в депрессию, в отсутствие мотивации что-либо делать, тогда эта книга для тебя. Она расскажет тебе, где ты на самом деле находишься, в чем твое предназначение, что ты можешь сейчас реально реализовать и чего достичь. Человеку предлагается вечность и совершенство, иначе не стоит жить.
Пока человек не созреет
Е. Ф.: Почему в некоторых людях возникает вопрос о смысле жизни?
М. Л.: Дело в том, что они уже доросли до этого, а остальные - нет. В конечном итоге все без исключения должны прийти к этому вопросу. Мы видим, как в наше время он поднимается в миллионах людей. А есть такие, в которых еще нет. Но со временем эта проблема станет мировой проблемой. Уже сейчас ни у психологов, ни у политологов, ни у социологов нет ответа на этот вопрос, и поэтому он замалчивается. Посмотрите, сколько средств уходит на рекламы, на телевидение, на все что угодно, только для того чтобы население мира не упало, не отключилось от всего, поскольку это вызывает озлобление, террор, разводы. Если сегодня мы прекратили бы этот всемирный Голливуд, мир ушел бы в коллапс.
Е. Ф.: То есть вопрос о смысле жизни зависит от степени внутреннего развития человека?
М. Л.: Конечно. От уровня развития его души. И тут мы не можем давить на человека. Если он уже готов для этого, ему можно рассказать о каббале. Нельзя давать человеку то, до чего он еще не дозрел.
Вопрос, связанный с вечностью
Е. Ф.: Стоит ли человеку прислушиваться к своему окружению, когда у него возникает вопрос о смысле жизни, а ему говорят: "Зачем тебе это? Зачем ты об этом задумываешься?"
М. Л.: Люди не понимают, что человек, задающий вопрос о смысле жизни, находится на более высоком уровне развития, в нем раскрываются большие пустоты, чем в них. Они могут каким-то образом наполнить свои маленькие пустоты: рестораны, работа, награды, медали. А этот человек не может. Но сегодня вопрос о смысле жизни подспудно возникает у миллиардов, однако многие не понимают, что с ними происходит. Они выдают это за какие-то маленькие проблемки, нездоровье, неудовлетворенность на работе или дома. Люди не понимают, что это более глубинный вопрос, который связан с вечностью. В этом вся проблема.
Е. Ф.: Значит, раскрытие этого вопроса в человеке показывает, что он находится на более высоком уровне развития, и поэтому другие не могут его понять?
М. Л.: Конечно. Мы поднимаемся с этим вопросом с уровня животного, которое живет, не задумываясь, по приказам природы, автоматически возникающим в нем, и он их выполняет. А мы начинаем задумываться: "Для чего?". Это уже вопрос о вечности, уровень Творца. Тут мы должны выйти на Его ступень, поскольку больше не можем оставаться животными. На этом уровне я начинаю не просто правильно функционировать в окружающем мире, а обязан изучать: "Для чего я существую?". Я должен понять, Кто меня запускает, почему Он это делает, и я хочу быть таким как Он. Я хочу осознать смысл всего, что со мной происходит. Только тогда я смогу что-то делать, иначе у меня не будет сил. То есть я должен раскрыть Творца. Творец - это следующая ступень, которая управляет нами, общая сила природы.
Кто слепит нам счастье?
Е. Ф.: В одной древней притче рассказывается, что Бог слепил человека из глины и у него остался неиспользованный кусок. "Что еще слепить тебе?", - спросил Бог. "Слепи мне счастье", - попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. Где этот оставшийся кусочек глины, который может использовать человек, чтобы прекратить быть животным и ощутить себя в совершенстве и вечности?
М. Л.: Он есть. Только его надо увидеть.
Е. Ф.: Где эта грань? Где эта точка?
М. Л.: Я думаю, что это все-таки центральная каббалистическая книга - Книга Зоар. Вокруг нее собираются все остальные каббалистические материалы, которые раскрывают нам, каким образом добраться до счастья. Мы должны со следующего уровня, уровня Творца, привлечь на себя силу, которая нас создала, провела через все метаморфозы, через всю историю до нашего настоящего состояния, проявилась в нас и изнутри вызвала этот вопрос, чтобы мы эту силу сейчас притянули к себе и начали поднимать себя до ее уровня. Но сделать скачок с животного уровня до уровня Творца человек должен сам. По всем остальным уровням - неживом, растительном, животном - мы поднимались автоматически. Природа нас постоянно двигала, эволюционировала. А сейчас мы должны подняться сами. Для этого и раскрывается каббала. Она - тот инструмент, с помощью которого мы должны войти в новое измерение. Стать равными Творцу - это наша цель, поэтому человек называется "Адам", то есть подобный Творцу. Только достигнув этого, мы заполним все наши пустоты и станем действительно счастливыми. Тот кусочек "глины", который Творец положил нам на ладонь, - это и есть каббала, как метод достижения счастья.
Е. Ф.: В принципе, можно сказать, что все развитие человека, вся его жизнь направлена на осознание никчемности и ничтожности своих желаний?
М. Л.: Но все эти желания правильные. Наоборот, они ведут нас вперед. Ничего не надо убирать. Все, что есть и в нас, и снаружи, создано специально, чтобы мы это верно использовали и реализовали для достижения высшей цели. И тогда мы обнаружим, что в каждом из нас нет ни одного плохого качества, ни одного плохого свойства. Творец замесил в нас "глину" со всякими штучками внутри, чтобы каждый занял самое совершенное для себя состояние.
Невозможно стать мудрым без практики
Е. Ф.: Многие известные люди заявляют, что в стремлении к таким наполнениям, как слава, богатство и т.д., нет ничего кроме пустоты. Может быть, сама жизнь показывает нам на их примере, что не туда надо стремиться?
М. Л.: Это неважно. Мы видим это даже на примере розыгрыша лото с ее ужасающей статистикой. Большинство людей, выигрывавших миллионы, кончали очень плохо: разорения, разводы, грабежи, насилия, несчастные случаи. Посмотрите, как природа играет с нами. И кто сегодня после всего этого не хотел бы выиграть? Нет такого человека, который отказался бы от выигрыша. Если человеку, знающему то, что произошло с предыдущими ста победителями, сейчас дадут лотерейный билет и спросят: "Будешь сто первым?" - он ответит: "Да. Со мной этого не случится".
Е. Ф.: Почему? Откуда это?
М. Л.: Потому что нет более мудрого, чем прошедшего на себе все эти испытания.
Е. Ф.: То есть человек должен все равно пройти это на себе, пропустить через себя?
М. Л.: Обязан! Иначе в нем не будет этого впечатления, он все равно не станет вас слушать. Мы должны пройти все эти состояния и только после того, как они прокатятся по нам как каток, разминающий нас, мы станем мудрыми. Невозможно стать мудрым без практики. Но если человек сможет привлечь на себя высший свет, тогда эти состояния он пройдет не физически, под ударами, а внутренне, разумно, духовно. Мы обязаны дать ему эту возможность. А если он не воспользуется ею, то на уровне нашего мира он должен пройти это все, что называется, на собственной шкуре.
Воспользоваться методикой исправления
Е. Ф.: Вы говорите, что эгоизм нуждается в ударах, чтобы человек отказался от своих пагубных привычек. Но что значит, что система работает на опережение и всегда показывает, что произойдет, если мы не воспользуемся методикой исправления?
М. Л.: У нас есть два пути. Или мы идем, подгоняемые природой, и будем дальше подталкиваться ею, но огромными жесткими ударами на всех уровнях. И мы видим, что это уже происходит и довольно систематически, поскольку раскрылся глобальный кризис. Глобальная связь между нами - это самое страшное, что может быть, потому что начинает раскрываться наше высшее состояние, но на земном уровне в отрицательном виде. На высшем уровне мы все полностью взаимосвязаны. А когда это проявляется в материальном мире, где мы связаны в плохом виде, в плохих отношениях между собой, то это ведет нас к взаимному уничтожению. Поэтому нам надо поскорее раскрыть методику правильного объединения, чтобы люди увидели этот следующий уровень. Если вы увидите, в чем заключается счастье, у вас будет достаточно сил изменить себя. Я вижу из нашей каббалистической практики, как это действует, и надеюсь, что это придет к людям.