Научное исследование мира. Открытый урок - 6
Научное исследование мира внутри человека. Открытый, ежедневный урок
613-ти мерный пазл общей души
Где же наша свобода? Не по своей воле я родился, и не выбирал в своей жизни ничего: ни семьи, ни страны, ни национальности.
Я создан из генов отца и матери, которые определяют абсолютно все мои свойства, был воспитан окружением, в которое попал: домом, детским садом, школой, которые не выбирал - во мне нет ничего своего!
К тому возрасту, когда я становлюсь взрослым, я уже полностью сложился, и выхожу готовым, как пирожок из печки.
Но дело даже не только в этом! Ведь мы все сцепленные шестеренки, как учит наука каббала, и являемся частями одной общей души, которую потом раздробили на части. Словно из нас сделали "пазл" - отпечатали одну общую картину, а потом разрезали ее на мелкие кусочки.
И каждому из нас отведено в ней свое строгое место, к которому он подходит по всем своим параметрам-свойствам - 613-ти желаниям, которыми мы зависим от одного человека, второго, третьего, чтобы с ними состыковаться. Каждый зависит от всех во всем, чтобы этот пазл был полным!
И это не просто пазл на плоскости, мы не соединяемся простыми контурами - у любого из нас есть "613" граней, которыми каждый соединен со всеми. Представьте себе, такое 613-ти мерное пространство…
Но о какой тогда свободе вообще можно говорить?! Если я лишь маленький кусочек внутри пазла, обязанный по всем параметрам абсолютно подходить ко всем остальным.
Поэтому, когда речь идет о свободе - разумеется, не говорится о человеке самом по себе и о его независимом выборе. Эта свобода - одна на всех, она зависит от всех нас! Если человек и может сделать какое-то движение, то оно обязано быть согласовано с движением всех других частей, всеми остальными душами и всеми их свойствами.
Если я смещаюсь в каком-то направлении - движение должно произойти во всей системе. И теперь требуется найти: что же тогда называется моей свободой воли?
Как пробить броню эгоизма
Вопрос: Когда-то каббала передавалась по цепочке от одного к другому между избранными личностями, особыми душами. Но сегодня состояние изменилось, и каббала должна распространиться по всему миру - как это сделать?
По мере того, как мы удаляемся от первого "человека", Адама Ришон, который первым раскрыл духовный мир 5771 год назад, возникает необходимость все большего упрощения этой науки, понижения ее для приближения к людям.
Ведь происходит так называемое "опускание поколений", которые становятся все более "материальными" - то есть их эгоистическое желание становится все больше. Мы видим, что из поколения в поколение эгоизм все растет.
Благодаря этому, в современных душах есть больший потенциал, позволяющий лучше воспринять, понять и постичь, чем в прежних душах. Но с другой стороны, все сложнее до них достучаться - пока они, наконец, воспримут и поймут.
Ведь сегодня в нас заключено такое огромное эго, что оно одевает нас в непробиваемую броню эгоизма, страшной толщины (авиюта). Поэтому мы все время пытаемся все больше приблизить каббалу к людям.
Насколько эгоизм растет - в той же мере мы можем приспустить каббалу, чтобы на этом уровне передать человеку. В любом случае, она остается для него тайной. Мы этим не крадем у него свободу выбора, он все равно будет вынужден приложить усилия.
Ведь если один человек обременен желанием насладиться в "100 кг", а другой - в "500 кг" - то ему нужна соответственная мощность передачи этой науки. Для него понадобится то же самое усилие, чтобы раскрыть такое мощное скрытие. Мы не украдем его свободы воли.
Мы обязаны подвести каббалу ближе к человеку, иначе он все дальше будет от нее удаляться. Наше эго все дальше уводит нас от этого понятия: что такое духовное, отдача.
Когда-то людям было очень просто это воспринять - им было само по себе понятно, что это именно так, в силу строения их души. А сегодня это совершенно чуждо человеку с его эгоизмом, он не способен воспринять ни капли отдачи - даже разумом, не говоря уже о чувстве.
Поэтому наша работа заключается в приближении каббалы к людям. Раскрытие науки каббала - означает адаптацию ее до такого уровня и состояний, чтобы она проникала в человека свободно и легко, ощущалась им как можно более близкой. Ведь наше эго сегодня так страшно выросло, что люди совершенно глухи к восприятию духовного.
И неважно, что раньше учились только избранные, скрываясь ото всех, а сегодня - миллионы. Выросший эгоизм уравнивает все условия. Сегодня можно купить книги по каббале в любом магазине, узнать о ней из газет и телевидения - а люди все равно не слышат…
Такое неуловимое понятие - свобода
Вопрос: Когда я смотрю на жизнь человечества, то вообще не вижу никакой свободы воли - кто-то установил нам начальное состояние и конечное, а мы только бежим от этого старта до финиша. В чем же наша свобода?
Это абсолютно правильно. Мы не можем выбирать ни сами состояния творения: 1-2-3 (старта-изменения-финиша), ни этапы нашего продвижения от 1-го состояния к 3-му - ведь все уже предрешено.
Я родился с заданными свойствами и должен реализовать заложенную во мне программу - я испорченный должен достичь конечного исправления (Гмар Тикун). И понятно, какой я испорченный и каким исправленным должен стать, и даже расписан весь мой путь к исправлению, шаг за шагом.
Если мне становится известен этот путь, то я понимаю, как все жестко завязано, словно в двигателе, в котором нужно передвигать последовательно одну деталь за другой.
"Тора" происходит от слова "инструкция" (ораа), то есть тебе дают четкие указания, и не остается никакой степени свободы - кроме одной! Желаешь ли ты все это делать по своей доброй воле, по своему выбору - или тебя заставят. Теперь решай - пойдешь ли ты сам по своему желанию, или тебя будут бить, пока ты не захочешь идти.
И этот выбор не в том, чтобы избежать страдания. Когда ты выбираешь продвигаться по собственному желанию, ты идешь к постижению, к развитию, ты познаешь величие духовного, раскрывая его как нечто бесконечно возвышенное.
Та точка в тебе, которая выбирает, что желает раскрыть духовный мир, поднявшись над твоим материальным, эгоистичным желанием - она и называется твое "Я".
Не в твоих силах избежать этого состояния, но ты сам выбираешь, как тебе в него прийти.
Полет на воздушном шаре к свободе!
Вопрос: Что такое свет Хасадим и как его создать?
Когда с помощью окружающего света, возвращающего к источнику, я развиваю свою точку в сердце - она превращается для меня в условие для моей отдачи Творцу. Я получаю такую способность.
Свет Хасадим дает мне свободу от моего эгоизма, и я поднимаюсь над ним! Как будто я вдруг получил какой-то воздушный шар, который поднимает меня над землей, и могу лететь!
Свет Хасадим - это свет Бины, свет свободы. Я становлюсь свободным от своего эгоистического желания - как будто выхожу из Египетского рабства и освобождаюсь от власти своего Эго.
Я поднимаюсь над ним, и оно больше не давит на меня. Надо мной больше не властны никакие эгоистические свойства, которые заставляли меня красть, обманывать и тянуть все себе - я отделяюсь от них всех и становлюсь свободным! Как будто я смотрю на весь мир и себя самого сверху, паря в воздухе. Такую свободу дает мне свет Хасадим.
Свет Хасадим распространяется не в высоту, а в ширину - потому что не зависит от уровней желания. Это словно "широкая душа" - пожалуйста, я готов отдавать всем, я не завишу от своего желания насладиться. Берите все, что у меня есть, мне не жалко! Я соединен с Творцом, я в союзе с Ним и не чувствую никаких ограничений от своего эгоизма. Он больше не властен надо мной.
Если человек настолько выходит из эгоизма, поднимаясь в свете Хасадим - он освобождает себя от ангела смерти, становясь выше нее.
Мир приключений, в который можно войти
Главное в чтении Книги Зоар - это намерение. Ведь читая эту книгу, мы притягиваем самый большой свет, если способны это сделать.
Во всем написанном каббалистами нет более сильного света, чем в Книге Зоар. Поэтому она обрела такую известность, популярность, и вместе с тем на протяжении всей истории была скрыта, и с ней происходило такое множество событий.
И только сейчас она раскрывается, поскольку это источник света, возвращающего к источнику. Поэтому не имеет значения, что именно мы читаем в Книге Зоар, ведь в любом случае мы не понимаем правильно ни одного слова. Но мы желаем проникнуть в ту же картину, ощутить ее, а не понять, ведь понять ее в нашем земном разуме все равно не дано. Мы стремимся войти в нее, открыть.
Ведь речь идет о каббалистах, которые раскрыли духовный мир и рассказывают нам о том, что там открывают, как в приключенческом романе о путешественниках, открывающих новые земли и острова.
Так каббалисты рассказывают нам о происходящем в духовном. Они описывают, с помощью каких внутренних инструментов раскрывают духовное, и вместе с тем рассказывают о том, что видят и ощущают. То есть они говорят о действиях, которые совершают, и что в результате этих действий раскрывают.
А мы смотрим, читаем, слушаем - и ничего не понимаем. Но мы побуждаем себя ощутить эти состояния, жить в них. В детстве, читая книги об увлекательных приключениях, мы переживали их вместе с героями, - но все это было лишь в нашем воображении.
А тут мы на практике входим в духовный мир и ощущаем его еще сильнее, чем сейчас воспринимаем себя в этом мире. Как раз наше нынешнее восприятие этого мира - самое искаженное и замутненное по сравнению со всем остальным.
В духовном - потрясающая ясность, прозрачность, которую невозможно представить, глубочайшее понимание всех событий и сил, стоящих за ними, причин и следствий, источника всего происходящего и связей между всем существующим.
К этому мы должны стремиться, читая Книгу Зоар, перестать быть "стариками", и ощутить себя маленькими детьми, увлеченными книгой о захватывающих приключениях.
Дети, будьте с профессором попроще
Духовное воспитание намного быстрее развивает в детях получающее желание. Эгоизм растет, восстанавливая равновесие по мере того, как мы обеспечиваем детей средствами отдачи, которые позволяют справиться ним.
Как следствие, в возрасте 7-9 лет у ребенка появляются такие устремления и способности, каких не найдешь у 30-40-летних взрослых.
Наше тело не играет здесь никакой роли, изменения в нем незначительны. Человек оценивается по подвижкам и переменам в душе. Мы еще увидим, как эгоистическое желание в детях растет сообразно с той мерой исправления, которую способна обеспечивать душа. Природа, высшее управление всегда сохраняет этот баланс.
В "Учении Десяти Сфирот" (ТЭС), с девятой части и далее, описывается взросление души: периоды зарождения, вскармливания и зрелости. Ребенок сумеет пройти эти этапы, не дожидаясь окончания средней школы.
Действительно, почему бы в возрасте 13 лет, ему не стать "мужчиной" - иными словами, обрести масах и приступить к работе по преодолению, получая ради отдачи, во взрослом состоянии (гадлýт)? Тогда к 20-летнему возрасту у него будет власть над всем своим желанием, а в 70 лет он придет к концу исправления.
До некоторой степени так и происходило во времена Храмов. Дети получали соответствующее воспитание, и, как сказано, от Дана до Беэр-Шевы не было ребенка, не знавшего духовных законов.
Тут всё зависит от окружения. К примеру, если бы мы организовали коммуну и воспитывали в ней наших детей, то разве не росли бы они на изучении свойств получения и отдачи, учась работать с ними?
Да и сегодня наши дети пропитываются духовным воспитанием, несмотря на "вирусы", которыми заражает их школа. У них другой подход, они умеют анализировать себя и мир. При этом они не повторяют услышанное или заученное, а говорят действительно от "первого лица", самостоятельно проводя наблюдения и делая выводы.
Посади такого ребенка рядом с каким-нибудь профессором, и ты увидишь, что разговора не получится. Не по вине ребенка.
Техника подъема
Мы проходим множество кругооборотов, оставаясь в одном лишь эгоистическом желании. В нем мы живем и развиваемся. Оно - наша реальность в этом мире. По сути, кругообращается лишь "точка в сердце" каждого, а телá, относящиеся к животной ступени, просто рождаются и умирают.
И вот, после множества кругооборотов, точка начинает проявлять свое действие. Ведь материальное желание завершило развитие, ему больше нечем заняться, оно разочаровалось в попытках наполнить себя и не видит впереди радужного будущего.
Всё это помогает точке в сердце, которая подводит человека к вопросу о смысле жизни, о бытии более высоком, чем материальный путь от рождения к смерти. Так начинается процесс, который относится уже к духовному миру.
В природе существуют две силы: получающее желание и дающее желание. Духовный мир - мир отдачи, тогда как этот мир - мир получения. Как же раскрыть мир отдачи? Как вступить в него?
Перед точкой в моем сердце встает эгоизм, который останавливает ее. Однако свыше, из сети всеобщей взаимосвязи, меня приводят к группе, учебе и учителю. Теперь я должен работать с окружением, чтобы поднять дающее желание над получающим. Сделав это, я взойду на свою первую духовную ступень. Ее основа - мой эгоизм, а сама она представляет отдачу.
Таковы этапы подъема: мне увеличивают эгоизм(1) перед точкой в сердце (2), и я должен верить, что эти силы равны и что я могу решить их спор, подняв с помощью группы свою точку, возвысив важность отдачи над важностью получения (3). Это называется верой выше знания.
А затем всё повторяется: мне снова добавляют эгоизм, ему противостоит точка в сердце, которая тоже стала больше, и я восхожу на ступень №2. Так мы и поднимаемся раз за разом по ступеням духовной лестницы.
Избавление от "ангела смерти"
Когда нас "тянут за рукав", приглашая раскрыть свой эгоизм, - надо радоваться этому, ведь тем самым мы обретаем духовные ступени.
Если человек отчаялся в этом мире, если он задается вопросами о смысле и цели своего существования, то вопросы эти идут из точки в сердце. Тогда перед ним открывают возможность выстраивать духовные ступени, уровни раскрытия Творца, пока он не раскроет весь свет НАРАНХАЙ.
При этом любая, даже самая малая ступень, придает ему ощущение вечности, внетелесной жизни, оторванной от плоти. Сказано об этом: "Мир свой увидишь при жизни". На этих ступенях человек чувствует, что находится не внутри получающего желания, а над ним, и потому ощущает свою жизнь в связи с Творцом, ощущает, что вступил в вечность.
Вот почему Тора называется средством подъема к свободе от "ангела смерти". Мы избавляемся от желания наслаждаться ради получения, которое и есть "ангел смерти", и тогда приходим к подлинной, нетленной жизни.
Когда точка подает голос
Вопрос: Если создано только желание, тогда что такое намерение? Тоже вид желания?
Нет. Намерение приходит к нам от Творца. У каждого человека есть точка в сердце, "часть Творца свыше", которая и является намерением.
Дело в том, что мы произошли от разбиения. До нас существовала система Бесконечности (Эйн Соф), в которой всё желание и весь свет составляли одно целое. А затем мы прошли через систему разбиения келим.
Что нам это дало? Теперь, когда мы находимся здесь, в этом мире, у нас есть желание, а вместо света - искры. Наше желание разбито, оно действует только с эгоистическим намерением ради получения. По ходу истории оно развивалось на неживом, растительном и животном уровне - от поколения к поколению, из кругооборота в кругооборот.
И вот, в одном из кругооборотов оно выходит на финальный этап. Тогда в нем проявляется точка, искра света, часть Творца свыше. "А как же я?" - спрашивает она, пробуждаясь в человеке, и тогда в нем возникает конфликт.
На животном уровне нет внутренних конфликтов такого рода, там нас развивали естественные импульсы и порывы. Мы хотели как можно больше использовать других и преуспеть во всем.
Все люди, от мала до велика, стремятся извлечь из мира максимум возможного. Они существуют лишь в одном желании - желании наслаждаться. Чувствуя, что ради этого стоит жить, они не задаются вопросами о чем-то большем. Ведь вопросы произрастают изнутри, на подготовленной почве, а до тех пор мы - как животные. Ключевые проблемы мы рассматриваем в призме своего разума и различных верований.
И так, пока человек не отчается в своем желании, пока его точка не проявит себя, что характерно для нашего поколения.
Таким образом, точка в сердце - это начало души. Отсюда и начинается человеческое развитие.
Поймать добрую судьбу за хвост
Вопрос: Если во мне есть эгоистическое желание и искра отдачи, то кто такой я сам?
Ты - середина, ты стоишь между ними как решающая сила, которая склоняет чаши весов. Если ты не рассудишь в себе отдачу и получение, их конфликт все равно заставит тебя это сделать, но уже путем страданий, путем внутренних, а то и внешних войн.
А с другой стороны, ты можешь воспользоваться наукой каббала, которая объясняет тебе, как пройти этот процесс быстро и осознанно.
Вопрос: Чем же обусловлен мой выбор, если я нахожусь посередине?
Окружением, в которое тебя привели. Творец, что называется, "возлагает руку человека на добрую судьбу", а затем ты сам должен укрепиться в группе, начать работать с ней. Если ты сидишь сейчас на уроке, это еще не значит, что ты отыскал себе окружение. Ты еще не нашел ничего из необходимых средств: ни учителя, ни группу, ни книги. Тебе дали их свыше, но ты еще не склонил чаши весов.
Для этого тебе надо буквально зубами вцепиться в полученные средства и правильно использовать их. Каждую секунду ты должен применять их и проверять, чтó и как еще можно сделать. Это и есть твой выбор.
Эгоизм все время отталкивает тебя от этого, отключает то от учителя, то от группы, то от книг, отвлекает сомнениями и презрением. И если ты преодолеваешь эти трудности, то продвигаешься.
Посмотрим, настоящий ли ты мужик. Ведь "мужчина" на иврите (гéвэр) - значит "преодоление" (итгабрýт), которое позволяет поднимать свою искру над всеми помехами.
Альтернатива есть!
Вопрос: Сегодня на уроке присутствует много новичков. Какой совет можно дать им для смены эгоистического намерения на альтруистическое?
В нашем мире мы постепенно приближаемся к моменту истины: нам больше не для чего жить. День ото дня мир обнаруживает, что его жизнь совсем пуста.
Правда, мы еще не подошли вплотную к решающей точке, и людям пока удается сбивать себя с толку, скрывать эту истину - ведь у них нет никакой замены для нынешней жизни.
Мы должны показать им, что альтернатива есть, что мы проходим определенный процесс, который направляется свыше. Мы обязаны реализовать его. Это особенный, хороший процесс, замечательное развитие, возвышающее нас над жизнью в теле, которое день за днем приближается к смерти. Вот что надо передавать новым ученикам.
Мы должны подняться к другому восприятию реальности. Это не значит, что я просто "меняю картинку", которую вижу из своего тела. Нет, я не переключаю режим внешнего просмотра, а поистине выхожу в новую реальность, перехожу из одного мира в другой. Я на деле меняю свое отношение, придавая ему новый вектор от себя к ближнему, или от себя к Творцу. Ведь ближний - это подмога, промежуточная веха, которая помогает мне устремиться на Творца.
В целом, я могу существовать в своем маленьком получающем желании, воспринимая в нем этот маленький бренный мир; или же могу вырваться наружу и ощутить вечное бытие, совершенную Природу, где я живу без ограничений в мире Бесконечности.
Такую возможность предоставляет нам наука каббала.
В прошлых поколениях лишь немногие могли осуществить этот переворот, этот переход из мира в мир. Но сегодня каждый, у кого раскрывается точка в сердце, т.е. духовное желание, может попробовать реализовать его. Начиная с нашего времени и далее, всё человечество постепенно, этап за этапом, будет совершать этот переход.
Чем дорожим, тому и обучаем
Вопрос: Вы говорите, что если правильно растить новое поколение, то оно перейдет в духовный мир естественным образом, не погрязая в своем эгоизме.
Как это сочетается с тем, что человек выходит к свету из тьмы, раскрывая в себе зло?
Мы находимся в очень большой системе душ, созданной Творцом. Сейчас вместо этого нам представляется телесное существование и нарушенная взаимосвязь. Причина лишь в одном - в нашем скудном, неверном восприятии. А потому нам нужно узнать, изучить, как перейти к правильному восприятию.
Если бы мы пришли к каббалистам в юном возрасте, то получили бы от них воспитание, которое должны получать дети. Воспитывать - значит сопровождать ребенка по мере того, как в нем растут желания и вспыхивают порывы, вызванные сменой решимот по мере естественного развития, и снабжать его средствами, чтобы он мог справляться с ними, правильно выстраивать их, сплетать из них верное отношение к миру.
Сегодня мы учим наших детей тому, как эксплуатировать мир, эгоистически наслаждаться им, использовать всех и вся. Вместо этого мы должны научить ребенка альтруистическому, приветливому отношению к миру, любви. Тем самым он просто получит от нас другую методику воспитания, не более того.
"Как же тогда проявится его дурное начало?" - спрашиваешь ты. Дурное начало никуда не делось, оно продолжает расти, а мы, сообразно с этим, обеспечиваем детей средствами его исправления.
Так зачем же мне обучать взрослых, которые тоже переходят с животной ступени на человеческую, если я могу заняться детьми? Все они в наши дни рождаются с неизбывными вопросами о жизни. Не дожидаясь, пока они вырастут и обрастут "животными" желаниями, я могу сразу же научить их быть людьми.
Ведь, так или иначе, родители обязаны дать воспитание своему ребенку. И если уж я ставлю себе целью отдачу и любовь к ближнему, то неужели я обучу своего сына чему-то другому? Разумеется, я буду учить его тому, чем дорожу сам.
Наш долг - обеспечить своих детей методикой, которая выведет их на человеческую ступень. Мы отлично видим, что происходит в государственной системе просвещения. А потому, само собой, надо сделать все возможное, чтобы наши дети получили духовное воспитание.