Научное исследование мира. Открытый урок - 7
Научное исследование мира внутри человека. Открытый, ежедневный урок
Детская фантазия, вера и реальность
Вопрос: Как помочь ребенку, не впасть в беспочвенную философию, а все проверять и исследовать на истинной основе?
Именно такому подходу к жизни нужно методично обучать ребенка, показывая ему примеры. У ребенка есть склонность верить в то, что говорит взрослый. Но надо научить его все проверять - это очень важно.
Надо объяснить ему: "Если я что-то тебе сказал - как ты можешь быть уверен, что правильно это услышал? И как ты можешь быть уверен, что я сам это знаю и правильно тебе говорю? Ведь взрослые тоже ошибаются, каждый может ошибиться! Ты обязан проверить сам и только на такой основе идти."
Вы можете спросить, как же он тогда вырастет, если не будет верить воспитателю? Но он должен верить нам только настолько, чтобы принять то упражнение, которое мы даем. А научиться на этом упражнении: что правильно, а что нет - он должен сам. Он должен верить только тому, что стоит проделать это упражнение, а потом сам делать выводы.
То есть нужно научить ребенка самому искать ответы только на основе своего жизненного опыта. Иначе он научится принимать все на веру и будет думать, что все написанное в газете безусловная правда.
Мы читаем газету, и подсознательно воспринимаем все написанное за факты - так нас обучили в детстве считать напечатанное слово выше себя. А если копнуть поглубже, то выяснится, что все продиктовано простой выгодой и написано по заказу. Мы же воспринимаем все за правду и питаемся из этого источника. Разве этому нужно учить ребенка?
Нужно научить его самому критичному подходу ко всему, происходящему в жизни, чтобы ничему не верил на слово. Сначала он все должен проверить! Он должен принимать мнение другого, который считается в чем-то "специалистом", но только для того, чтобы сделать один следующий, самостоятельный шаг вперед.
А во всем остальном, руководствоваться принципом: судить только на основе очевидных фактов - как сказано: "Нет у судьи большего, чем видят его глаза".
Детям свойственна тяга к фантазии - но всю ее нужно направить на проверку. Каждая фантазия нуждается в проверке. Это прекрасно, что у ребенка развитая фантазия, но она обязана подтверждаться реальными доказательствами.
Единственное исключение - это то, что относится к музе, искусству: песням, рисунку, культуре. Культура не относится к науке, там уже нет таких ограничений и можно работать с одним воображением. Но это никак не связано с жизненными принципами.
Культура находится выше знания, разума, потому что исходит из поиска высшего, Творца. А потому искусство обязано быть отделено от эгоистического желания.
Европа - общий дом, общая проблема
Вопрос: Нас несколько десятков человек в Голландии, которые готовятся принять участие в Европейском конгрессе в Берлине.
Для большинства это будет первым конгрессом, и некоторые еще не осознали цели конгресса и почему так необходимо на него приехать. Как их подготовить к нему?
Европейцы должны понять, что их континент находится в самом опасном состоянии, относительно всех остальных. Из всего мира, Европа стоит перед самой большой и серьезной проблемой. Если она взорвется, то может вылиться в третью мировую войну.
Именно из-за того, что европейцы решили объединиться, но с другой стороны, это соединение - эгоистическое, их состояние очень шаткое. Если один эгоист отделяется от другого границей, то они еще как-то могут через эту границу поддерживать связь по установленным правилам.
Но если нет никаких формализованных связей, и все выходят на общий рынок, с общей экономикой, с теми огромными проблематичными резервами, которыми обладает Европа, то я не вижу у нее никакой возможности жить в мире и процветать.
Как такое возможно? Это бы шло против законов природы. Европу ждут все более серьезные проблемы, если европейцы не примут необходимости исправления своего эго. Они поставили себя в такое состояние, что у них просто не остается выбора.
Именно Европа сейчас служит опытной лабораторией для реализации методики каббалы, потому что захотела соединиться - но основе эгоистической выгоды. И теперь, день ото дня ей придется раскрывать, что это самое страшное зло - самый худший вариант из всех.
Поэтому европейцы должны приехать на конгресс, и мы все вместе соединимся, привлекая высшую силу и желая, чтобы она подействовала на эту часть земли и исправила ее. Ведь иначе, она может принести страдания всему миру, и это станет нашей общей проблемой. Я обращаюсь к вам от всего нашего мирового кли, мы обязаны это сделать.
Европа - это самое проблемное место в мире, со всеми ее разваливающимися странами и общей валютой. Я не вижу у нее никаких симптомов хорошего будущего. Хотя у Европы есть очень хорошая основа, но отношения между всеми странами такие, что именно тот мощный потенциал, который там есть, и приведет к огромному взрыву.
И кроме общественных проблем, нас ожидают еще природные катастрофы, перед которыми мы совершенно беззащитны. Проблемы климата все усиливаются, а Европа полностью зависима от Атлантического океана и уязвима со всех сторон. Это очень большая проблема. У человечества нет сил и методов противостоять таким ситуациям, которые сейчас начинают возникать в Европе - кроме того, чтобы следовать методике каббалы.
Наша задача в одном - донести знание этой методики до всех и до ее воплощения. Поэтому, я жду всех вас на конгрессе в Берлине! Мне больше нечего добавить.
Дальше разойтись - чтобы крепче соединиться
Чем дальше парцуфим спускаются, отдаляясь от совершенства Мира Бесконечности, тем больше они разделяются. Все яснее и значительнее становится разница между правой стороной и левой, верхней и нижней, лицевой и обратной, мужской и женской и т.д.
Ведь когда есть совершенство, то все совершенны в своих действиях - хотя конечно, каждый по-своему. При совершенстве - все равны. Если мы достигаем полного взаимовключения душ, то даже самая крохотная душа постигает все остальные души и нет никакого различия между ними. Каждый постигает весь свет Бесконечности - только по-своему, что как раз является его достоинством.
Поэтому, чем дальше духовные объекты спускаются вниз, тем более сложными они представляются, состоящими из разных частей. Сначала все эти части находились в Мире Бесконечности, и вообще казалось, что между ними нет никаких различий. Потом они начали понемногу отличаться, один - чуть правее, другой - левее (с точки зрения света Хасадим), выше/ниже (с точки зрения света Хохма) или спереди/сзади (с точки зрения келим).
Появляются всевозможные отличительные формы, говорящие о недостатке совершенства, которые нужно восполнить. В мире Ацилут эти свойства становятся очень заметными: в Атике невозможно найти никаких различий, в Арих Анпине они уже немного проявляются, в Аба вэ-Има разделения очень четкие: лицевая и обратная сторона, верх-низ (Аба вэ-Има и ИШСУТ).
Но ЗО"Н - это уже два разных парцуфа: Зэир Анпин и Нуква, которые нуждаются в больших исправлениях, восполняя друг друга один за счет другого.
А мы, души, вообще совершенно разделены друг с другом страшной ненавистью, отторжением и огромной пропастью между нами. Здесь даже нет речи о каком-то восполнении друг друга - нам нужно сначала осознать свое зло и понять, как мы разделены и далеки, захотеть сблизиться и тогда найти для этого средство и Того, кто сможет нам помочь.
Ведь мы разбились и потеряли сознание. Все, что мы можем сделать - это попросить о помощи, если получится. Поэтому и существует лестница миров - ступеней выяснения недостатков и отдаления между всеми их составляющими.
И здесь действует обратный закон. Если смотреть сверху вниз, то все больше раскрывается различие между мужской и женской частью ("захар" и "некева"), Творцом и творением, отдачей и получением. А поднимаясь обратно вверх, мы все больше раскрываем это различие, сначала считая себя полными праведниками, а потом обнаруживая все большую разницу между собой и отдачей - пока не раскроем ее всю. Получается два обратных треугольника.
Когда мы поднимаемся, то раскрываем все большее количество деталей в мирах, которые высвечивает нам свет. Высшая ступень относительно низшей - это словно целый мир рядом с крохотной песчинкой, по количеству составляющих и их качеству.
Стена, которая нас соединяет
"Учение Десяти Сфирот" часть 8, п.53: "…Во всех 10 сфирот есть "захар" и "нуква" (мужская и женская часть), разделенные на две разные реальности.
И в ЗО"Н, где в основном и заключено понятие смерти, потому что там были 7 царей, которые умерли, есть мужские и женские свойства, разделенные в разные парцуфим.
Иногда кажется, будто они соединены, но это не так, потому что прилеплены спинами друг другу через общую стену (Ахораим дэ-Има)…
Как написано в Зоар: "Пока не пришел Хесед и не разделил их" - то есть Хасадим и Гвурот от слияния Аба вэ-Има, которые опускаются в ЗО"Н, отрезая и отделяя З"А и Нукву друг от друга. Ведь только став отдельными и большими парцуфим, они могут слиться.
Прежде всего нужно раскрыть недостатки, которые разделяют Зэир Анпин и Нукву (Творца и творение), и тогда мы видим, что эта стена между ними ("котель") обязана существовать и ощущаться! Ведь без нее мы не узнаем, как делать расчет и о чем просить, куда прикладывать усилия, чтобы отменить эту стену и превратить ее в место слияния.
К совершенству возможно прийти только из ощущения недостатка. Я обязан раскрыть эту стену, разделяющую нас. Поэтому есть обычай приходить молиться к стене Храма - мы молимся, чтобы стена исчезла, и мы смогли войти в Храм - в место святости, соединения Зэир Анпина и Нуквы, которые поднимаются в Аба вэ-Има и становятся как одно целое. Ведь Аба вэ-Има - это "Святая святых" Высшего духовного Храма - уровень га"р света хохма.
Познать тайну Творца
Книга Зоар. Предисловие. Статья "А ты смотри на тайну линий руки", п.161: Три маленькие линии проходят через те, что идут вдоль, - у этого [человека] на теле есть черная отметина, и три волоска свисают с этой отметины, и эта отметина - как круг, и вверху этой отметины есть разрыв.
Эту отметину мудрые сердцем, знающие эти тайны, называют именем "голова орла". Эта отметина иногда видна между лопаток, а иногда на правой руке, а иногда на правой кисти руки на пальцах.
Мы читаем о частях души, которая соединяется с другими, и потому раскрывает такие картины в соединении между душами. "Тайна лиц", "тайна линий руки", тайна всех частей тела - все это говорится о теле общей души - Адама Ришон, о системе связи между душами.
В самих по себе душах нам нечего познавать, ведь это желание насладиться. Мы познаем связи между ними - силы их взаимной отдачи, соединяющие их подобно кровеносным сосудам.
Все эти формы связи Зоар описывает как познание "тайны лиц", "тайны линий руки", "тайны тела Человека" по всевозможным внешним и внутренним признакам, - пока мы не достигаем познания всего Человека (человек/адам - от слова "эдомэ"/ подобный Высшему) - совершенной системы, называемой "Творец"
Поэтому не следует забывать, что речь идет о связи между нами, которую Зоар описывает в такой форме.
Комментарий на все творение
Книга Зоар включает в себя много частей:
- Предисловие самой книги, которое также написано рабби Шимоном,
- Недельные главы - комментарии на недельные главы Торы.
- Части, представляющие собой комментарии на "Пророки" (Невиим) и Писания (Ктувим).
Книга Зоар была полным комментарием на все Пятикнижие (ТаНаХ - Тора, Невиим, Ктувим). Нам досталась лишь часть этой великой Книги, и по всей видимости, совсем небольшая, поскольку кроме комментариев на Тору, почти нет других. И в комментариях на Тору тоже многого не хватает, Бааль Сулам подчеркивает это во многих местах. Заметно, что текст зачастую оборван посредине.
Но видимо, с точки зрения Высшего Управления, нам нужны именно те части Зоара, которые мы получили. Поэтому нечего сожалеть, что не раскрылась вся Книга Зоар. Надо благодарить за то, что есть, и использовать ее правильно.
Сейчас мы читаем Предисловие Книги Зоар. Все статьи в этом предисловии - очень полезные и важные. Но "Погонщик ослов", "Ночь невесты" и "Буквы раби Амнона Саба" - это основополагающие статьи, в которых авторы Книги Зоар объясняют основы творения.
Свет далеких ступеней
Вопрос: Что значит прикладывать усилия во время чтения Книги Зоар?
Читая Зоар, мы должны отождествлять себя с повествованием книги, насколько это дано. Ведь Зоар рассказывает о подъеме по духовным ступеням, о свойствах, которыми должен обладать человек, чтобы находиться на них.
Мы хотим постичь эти ступени, чтобы они раскрылись в нас. Я читаю Зоар - и что же я хочу, чтобы наполнило меня? Что представляют собой все эти свойства, о которых я читаю, - ХАГАТ, НЕХИ, Тифэрет, Малхут? С чем мне отождествить себя?
Это называется желанием познать изучаемое, то есть соединиться с ним. Тем самым мы пробуждаем свет из этих высоких состояний - и он воздействует на нас.
Хочешь подняться? - Проси погонщика!
Вопрос: Что делать, чтобы Зоар проник в самую глубину сердца, в желания и мысли?
Открыть сердце. Больше ничего не нужно. Главное - не отчаиваться и не успокаиваться, а прикладывать усилия именно когда тяжело.
Статья "Погонщик ослов" (Книга Зоар. Предисловие) как раз объясняет, что когда ты идешь и твой "осел" (на иврите "осел"/"хамор" - от слова "хомер"/материал, желание наслаждаться) больше не может тащить свою ношу, тебе посылают "погонщика ослов", который помогает твоему "ослу" подняться.
Разумеется, этот погонщик колет "осла" острой палкой, и это неприятно, но ты идешь вперед. Поэтому, если ты согласен на такого погонщика, - ты его получишь. Но ты должен просить этих "уколов"…
Вопрос: Возможно, я умею просить чего-то хорошего. Но как я могу просить "уколов" погонщика ослов?
Если я не отождествляю себя со своим эго и хочу освободиться от него, я считаю наоборот: чем больше оно получит "уколов", тем дальше я смогу отдалиться от него, сбежать от него, подняться над ним.
Эти "уколы" ранят не меня, а мое эго. И если я отрываюсь, отделяюсь от него, и нас разделяет расстояние, то я не чувствую на себе этого "укола", который проходит по нему. Ведь этот укол приходит только для того, чтобы я расстался со своим эго. И тогда я не воспринимаю эти удары на свой счет. Они проходят по моему "фараону", а я тем временем поднимаюсь.
Погонщик ослов
На всех ступенях, до самого конца исправления, нам раскрывается особая сила с высшей ступени, которая всегда сопровождает человека, помогая ему подняться со ступени на ступень.
Ведь человек, находясь на текущей ступени, никогда не способен сам подняться на высшую ступень, поскольку обладает силой только с той же ступени, на которой находится. А если бы у него была сила с высшей ступени, он уже находился бы на ней.
Но между ступенями всегда существует некое промежуточное звено, посредник в пути. Между животным и человеком таким посредником является обезьяна, между растением и животным - "полевая собака" и так далее.
А посредник между ступенями в духовном - это "погонщик ослов". Кроме него, есть и другие "ангелы", то есть силы, которые различным образом помогают нам подниматься из одного состояния в другое.
И также сейчас, когда мы желаем совершить какие-то действия, к нам всегда приходит высшая сила и помогает. Неважно, как мы ее называем - окружающим светом или ангелом, но именно эта сила ведет нас вперед, помогая подняться со ступени на ступень. От низшего зависит только желание, настоятельная потребность, он должен со своим "ослом" стремиться подняться, быть почти способным на это - и ясно осознать свою неспособность.
Поэтому два мудреца, выходящие в путь, заранее запасаются проводником - "погонщиком ослов". Ослы у них есть, поклажа на ослах - тоже, они знают, куда должны прийти. Им нужен только тот, кто поведет их вперед.
Как правило, эта помощь свыше приходит от рабби Амнона Саба (см. Книга Зоар. Предисловие. Буквы рабби Амнона Саба). Это очень высокая ступень, откуда приходит высший свет, чтобы помочь нам, - и называется он "погонщик ослов".
Усилия и находка
Мы прилагаем очень много усилий, и с каждым усилием мы должны делать расчет: "Если не я себе, то кто мне?"
Надо делать всё возможное, а также выявлять, где именно прикладывать старания - в объединении с другими - там, где произошло разбиение.
Надо всеми силами стараться восстановить единство этого разбитого места, чтобы оно вновь стало цельным, чтобы все мы стали как один человек с одним сердцем и жили в поручительстве, т.е. в совершенном, системном единении.
Иногда нам кажется, что мы способны на это, а иногда - что неспособны. Мы хотим помощи, но не можем попросить, потому что еще не испытываем настоящую потребность.
Так, этап за этапом, человек, склоняя голову, берет курс на новые усилия. Он снова и снова приступает к работе в этом разбитом месте, чтобы воссоединить его.
При этом он заранее знает, что обязан работать, пока не вознуждается в помощи, а без его желания помощь не придет.
И в то же время человек должен верить, что нет никого, кроме Творца. Тогда после каждого усилия приходит отчаяние и новая потребность.
Все эти этапы должны быть последовательно пройдены, пока в человеке не накопится большое желание, пока он совершенно не отчается в собственных силах.
Тогда правильным криком, верной просьбой человек прорвет Врата слез. Соединятся все его усилия, а напротив них - все светá, которые приходили к нему, заставляя отчаиваться и оставляя ощущение еще большей пустоты.
Он старался и никак не мог найти желаемое, пока вдруг не обнаружилось, что он не старался - и нашел. Иными словами, само действие осуществляет не он, а свет, исполняющий его желание и объединяющий его с другими в единое кли.
И тогда в этом сосуде раскрывается совершенный свет, совершенное свойство отдачи, Творец. Так человек приходит в итоге к своей "находке".
Его усилия, помощь, отчаяние, крик - всё, что накапливалось на пройденных ступенях, наконец-то приняло верную форму. Всё слилось в правильное желание и в правильное решение. И всё это - благодаря тому, что человек прошел на пути.
Управление всегда идеально. А я?
Вопрос: В какой момент Творец решает: "Всё, достаточно, Я погрузил тебя в полное отчаяние"?
Стоит ли тревожиться за это? Творец - это неизменная сила, непреложный закон, совершенство, вечность, постоянство. В Нем не бывает перемен - всё зависит от меня. Какой стороной я к Нему поворачиваюсь, такой ответ и получаю, в идеальном соответствии с курсом на цель творения.
Творец - это мир Бесконечности (Эйн Соф), где есть совершенное кли, совершенный свет, совершенный экран (масах), где собраны усилия, разочарования, успехи и всё прочее. Туда устремляют меня мои решимот.
Из этого совершенного состояния, от совершенных штрихов итоговой картины я получаю активирующее воздействие, сообразно со своим собственным состоянием. Меня направляют вперед маленькими дозами отчаяния и сил, осознания и сокрытия - многогранным и филигранным управлением.
Сам я не знаю, в каком сочетании должны приходить ко мне те или иные начала. Это обусловлено строением души, которое я постигаю постепенно, продвигаясь всё дальше. Именно в душе мы постигаем связь с Бесконечностью и тогда начинаем понимать, как целое совмещается со своей частью, пока они не становятся едины.
Работай грамотно
Вопрос: Являются ли наши усилия подготовкой к духовной жизни?
Да. Но усилия - емкое понятие.
1. Я не просто бегаю в поте лица из угла в угол, как ребенок, не ведающий цели. Для него сама беготня - и есть цель. Но мои усилия должны быть целенаправленны. Я прилагаю их там, где произошло разбиение, в объединении с другими. Ведь от любви к ближнему я поднимусь на ступень любви к Творцу.
2. Усилия должны приходить посредством света, который, по сути, выстраивает мне следующий этап. Там меня может поджидать еще большее отчаяние или еще большее постижение, еще большее опустошение или еще большее наполнение. Неважно, что именно. Таков следующий этап пути, ведь мы продвигаемся между правой и левой линиями.
А потому, кроме правильного места усилий, мне нужен правильный источник света - книги, которые связуют меня с ним. Значит, я должен быть в группе, которая изучает первоисточники.
3. А кроме того, мне нужен наставник, чтобы знать, как правильно открывать книги и как относиться к группе.
Если у человека есть три эти вещи и он умеет использовать их, то он обеспечен. Теперь всё зависит от него. Раз за разом он должен выявлять эти компоненты - учитель, книга, группа, - ища возможность использовать их наиболее эффективным образом.
Когда работа - удовольствие
Вопрос: Когда человек окончательно понимает, что только Творец поможет ему и что единственная помощь - это включение в группу?
На последней ступени выхода из изгнания. Лишь тогда возникает настоящий крик, настоящая потребность. Но и эта ступень делится на этапы: побег, пересечение Конечного моря, гора ненависти (Синай), призывы и отчаяние. Здесь кроется множество вещей.
Мы все время ждем: "Ну когда уже работа будет сделана и Творец раскроется?" Это верно, Он раскроется, только затем снова последует работа.
Однако человек видит в этом приключение, наслаждение. Ведь если ты любишь кого-то, то прилагать усилия ради любимого - это наслаждение. Ты наслаждаешься тем, что делаешь что-то для него.
Действуя ради себя, ты прилагаешь усилия, а затем наслаждаешься их плодами. Если бы можно было отведать плоды без усилий - тем лучше. Другое дело, когда ты действуешь из любви к другому: тогда сами усилия и есть наслаждение. В своих стараниях ты пожинаешь плоды.
Попробуй сделать что-то для того, кого любишь - например, для своего сына. Каких бы усилий это ни потребовало - тебе еще приятнее именно тогда, когда ты их прикладываешь. Просто так сделав подарок и увидев, какое удовольствие он доставил, ты не испытаешь наслаждения. Когда любишь, именно старания несут тебе усладу.
Как стать героем
Вопрос: Какими были Ваши последние усилия, перед тем как Творец Вам ответил? Что Вы сделали, перед тем как пройти махсом?
Вопрос некорректен, ведь это происходит неожиданно. Тут срабатывает сумма самых разных усилий, о некоторых из которых ты даже не подозреваешь.
Лишь потом, разбираясь в "собранной коллекции", ты начинаешь понимать: всё пройденное было необходимо для того, чего ты сейчас достиг.
Но пока тебе не раскрылся итог всех усилий, ты не знаешь, сколько еще осталось. И потому нельзя сказать, что какое-то конкретное усилие подвело тебя к завершению.
Вопрос: Чем отличались именно Ваши усилия?
Думаю, ничем, кроме терпения, упорства и последовательности (разумеется, на фоне волнений и всего, что с ними связано). Бааль Сулам пишет об этом в известном примере из "Предисловия к ТЭС", п. 133:
"И лишь герои среди них, чья мера терпения выстояла, победили стражников, и, растворив вход, удостоились тотчас узреть лик царя".
Кто герой? Тот, у кого хватило терпения. Он делает всё возможное, только бы не сойти с пути.