Будущее в проекте, или кризис предсказания будущего
Человечество, люди то побаиваются будущего, то рассчитывают на него. И больше всего наше общественное бессознательное устремляется сберечь то, что есть. Уберечь "непрочное" равновесие. Вообще-то говоря, на нынешний день имеется не одно-единственное будущее. Есть завтрашний день "реальный", о котором мы принципиально ведать не можем, и "изображаемое" будущее - оно в модификациях и трудах научной фантастики. У Стругацких, к примеру, по такому грядущему странствовал Привалов на "велосипеде времени". Да в общем-то, всякий читатель НФ странствует по таковскому будущему! Фактически, главные футурологи нашего времени - фантасты, кроме них, разве что, маленькие группы научных работников отваживаются дать складные и непротиворечивые глобальные модели.
Только лишь, если взглянуть на эти модели, равно как и на измышления фантастов более пристально, раскроется, что "реалистичное будущее" всецело малоинтересно и тем, и другим. Как и каждому обитателю нашей цивилизации, в общем-то. Отчего же? Потому как нам увлекательно исключительно разрешение уже знакомых, но еще не до конца "изученных" проблем. В этом факте нет ничего скверного (и ничего славного). Это статистическое прослеживание психологов: человек осмысливает себя благополучным "здесь и сейчас", а не "где-то, когда-либо, неясно и когда-то вдалеке", вот сочинители и творят художественные отображения нынешних трудностей, и многомерные метафоры - только формы авторского воззрения. Потому-то столь мало фактически будущего в моделях, что там чрезмерно много реального. Это 1-ое противоречие футурологии (раздел науки о будущем), побуждающий кризис в обществе.
Противоречие было всегда, начиная с античных греков, поэтому-то столь мало сочинителей, трудящихся с "ненаступившими противоречиями". Подчас они зарабатывают литературные премии, но читателям их творения представляются "странными". Подобные произведения и исследования здорово воздействуют на ментальность общества, дают новые мысли, которые потом странствуют по мозгам, пока не отыщут выхода в разуме изобретателя или ученого. Так возникают новейшие технологии. Затем время уходит вперед, и основателей "непонятных" моделей с удовольствием подлавливают на незначительных технических ошибках. Таковых сочинителей было издревле мало (Лем, Стругацкие, Лафферти, Азимов), но они существовали! То есть главного парадокса футурологии очевидно недостаточно для того, чтобы напрочь уже пресечь "проколы реальности".
2-ой парадокс возник в 20-м столетии на фоне бурного научно-технического прогресса: в наше время все варианты "земного рая", точно также, как и "земного ада" абсолютно исчерпаны нынешней реальностью. Утопий "про рай на Земле" водилось тьма, но основополагающих идей всего три: изменяется физический мир, человек или поле взаимосвязей (общество). Поэтому появляются "утопии потребления", "негуманоидные модели" и "социальные утопии".
Наиболее древние - это материальные утопии. Вещественные утопии дополняли мир всего лишь на 3 компонента: 1) материальное изобилие, воспринимаемое перво-наперво как изобилие продуктов питания; 2) осуществимость "облететь весь Земной шар за тридцать минут", реализующая рвение к постижению, которое, вероятно, заложено в человеке так же, как устремление к выживанию; 3) способность в сущности летать (тут можно лишь припомнить Клопа Говоруна из "Сказки о тройке" А. и Б. Стругацких: "безусловно, проистекающая из зависти к нам, насекомым"). Нежданно обнаружилось, что к исходу 20-го века все эти вопросы неплохо решены в нынешной Реальности (в цивилизованных державах), и больше не требуют художественного анализа и отнесения к иному периоду, или пространству. Более того, возникновение виртуальной реальности раскрыло путь к достижению совсем уж нереального "материального Эдема".
И совсем скоро европейская, или же северо-американская цивилизация сумеют выстроить "мироздание высочайшей виртуальности", пребывая внутри которой, невозможно будет практически никаким опытом установить - пребываешь ли ты в реальном мире, или же в виртуальном. "Универсум высокой виртуальности" возможно построить под определенного человека, и создавать условия для него не просто в виде "земного рая", но в том числе и его личный Эдем. Подобный мир может быть выстроен на Земном шаре лет через 20-25. Или даже ранее. "Негуманоидные" или "квазигуманоидные" утопии извечно представляли из себя особый жанр. Публицистика о глобальных изменениях человека - уже как-бы и не для человека сочинена. Читается как настоящая сказка. А вот перемены локальные (повышение стремительности мышления, продолжительности функциональной жизни, усовершенствование памяти, освоение экстрасенсорных способностей) уже воцарились. Прогресс достигнут за счет новых компьютерных технологий, с одной стороны, и за счет освоения знакомыми с давних пор психотехниками - с другой.
Все общественные утопии сводятся к художественному рассмотрению общественно-политических порядков, поданых под религиозным или идеологическим "соусом". Обнаружилось, что модификаций социального устройства в принципе не очень-то и много, и все они давным-давно реализованы на практике. Сколько-нибудь благоразумные варианты были изучены еще в предыдущем веке; в 20-ом веке прошли (или, точнее сказать, не прошли) проверку концепции уже явно диковинные - СССР, 3-й Рейх, японская империя. "Земной рай" так и не удался, а принципиально новых построений ни в философии, ни в фантастике не возникло! А что же касаемо анти-утопий, то позволительно с полной уверенностью сказать, что опасаться нам уже нечего, так как "земной ад" уже тоже исчерпан нынешной реальностью. Количество людских страхов ограничено: ужас плотской кончины, психической кончины (сумасшествие), психологической смерти (уничтожение семьи, потеря способности продления рода) и социальной погибели (изгнание из трибы). Все это давным-давно осуществлено в общественных построениях, которые данные страсти материализуют и, больше того, делаются их метафорой.
Мнения:
Постигать реалистичное будущее скучновато и... страшно, да и познание это принципиально без нужды. Исследование же обрисовываемого будущего методами фантастики и футурологии утратило значение, так как и "земной рай" и "земной ад" стали темой исследования социологии, если не истории народностей, наций и стран.
Любой человек способен осознанно творить историю, образуя новые сущности и тем самым преобразуя мир от действительного к будущему, от существующего к появляющемуся. Безусловно, за то, что сделал, доведется давать ответ, но ведь потребуется отвечать и за то, чего НЕ совершил, не смог, не возжелал! Следовательно, если мы желаем иметь прогнозируемое будущее, хотим принимать участие в его создании, то первостепенным девизом станет: "От каждого - по чуду Света, каждому - по персональной ответственности за то, что натворил".
Каким образом технически осуществить этот призыв в жизнь, коли "учителя жизни" - фантасты и профессиональные футурологи, уже ничем пособить не в состоянии? Во-первых, нужно обмозговать, что каждый из нас в силах сделать хотя бы для собственного будущего. Во-вторых, поразмыслив, нужно это дело обговорить. Время нынче такое, что с нашей точки зрения для благоразумного обсуждения вопроса подходит только лишь позитивистская философия.
Вот интересная вещь. Далее - основополагающие пункты из составленной Институтом будущего "Декларации прав Будущего в Настоящем" (весь документ декларации можно найти в электронной версии "Огонька"). На основе данной декларации вероятно сможет создаваться сотрудничество людей на Земле. Однако, как сказано, любые дополнения приветствуются.
Декларации прав Будущего в Настоящем:
1. Эффективнее проектировать жизненное будущее, то есть будущее инноваций, чем бездушное, автоматическое будущее, которое основывается и без нашего участия.
2. У России имеется реальный шанс употребить в интересах "жизненного будущего" средства цивилизованных государств, тяготеющих приостановить исторический процесс.
3. Мы рассматриваем "проектирование Будущего", как поочередное воплощение ряда проектов - от региональных до национальных и интернациональных, каждый из которых привносит ту или иную инновацию, но ни в коем случае ничего не вычеркивает в "мире существующем".
4. Будущее - это комплекс планов, и проектирование здесь понимается как организация в государстве условий для реализации тех альтернатив грядущего, которые являются удачными с точки зрения хотя бы одного из граждан государства.
Автор: Ольга Адамова