Глобальный мир. Уроки о новой жизни человечества - 6. Часть 2. Метаморфоза эгоизма
Часть 2. Вопрос: Вы привели пример, что в интегральном обществе, наливая себе стакан чая, я прежде обязан позаботиться, чтобы этот чай был у всех остальных. Как это понимать?
М. Лайтман: Я привел в пример, что половина мира умирает с голода, а вторая половина выбрасывает две трети из того, что потребляет. Так почему мы должны жить в таком мире? Не отсюда ли происходит террор, все другие проблемы и войны, бессмысленные растраты энергии, загрязнение природы?
Вопрос: Но если я сейчас хочу выпить стакан воды, как я должен правильно действовать согласно вашему примеру?
М. Лайтман: Давайте учиться внутри нашей группы, как принимать во внимание друг друга. А затем от группы, перейдем к государствам и начнем строить между ними такие системы отношений, которые позволят прийти к более уравновешенной жизни.
Золотые россыпи добрых отношений
Понятно, что если ты наливаешь себе стакан воды, то спросишь тех, кто находится рядом с тобой - хотят ли они пить. Ты не пойдешь раздавать воду на улицу - туда она попадет за счет того, что мы построим специальные системы.
Но я хочу, чтобы они существовали! После того, как во мне произошли небольшие изменения, пришло понимание после курса, практических занятий - я согласен, что общество должно быть более сбалансированным и достигло более-менее одинакового уровня жизни.
Для первого этапа, давайте устроим так, чтобы у каждого был необходимый набор: X, Y, Z. Поставим задачу, что в течение пяти лет, мы должны обеспечить каждому крышу над головой, полное обеспечение одеждой и продовольствием, всем необходимым в доме.
Все это снабжение мы строим на основе излишков, так как если сделать расчет, окажется, что мы имеем 90% сверх того, что нам нужно. Если я люблю тебя, то можешь приходить и забирать половину моего гардероба - поверь, что мне не будет жалко. Или я получу на 10% меньше зарплату ради кого-то другого и тоже этого не почувствую.
Нужно построить такие системы в масштабах государства и всего мира - но не насильно, по принуждению, а за счет предварительного воспитания. Большевики когда-то пытались внедрить это силой, и всем известно к чему они пришли. Поэтому нужно сначала воспитать людей, заручиться их согласием на то, что мы делаем.
Мы каждый раз должны показывать, каких положительных результатов достигаем: где эти богатые люди, которые жертвуют для других, где те бедные, которые получают, как все сбалансировано, и как все счастливы. Благодаря взаимной заботе мы сможем избавиться от никому не нужных излишков. Мы перестанем производить тысячи бесполезных лекарств, которые сейчас кто-то выпускает ради своей наживы, отравляя этим человечество.
Зачем нам выбрасывать такие огромные средства на вооружение и армию - и многое другое. Есть множество вещей, которые нам сейчас, достигнув этой новой эры, придется исправить. Мы больше не сможем так продолжать. Кризис приведет нас к такому состоянию, что нам придется затянуть пояса. У нас не будет средств на содержание тех излишних, эгоистичных систем, которые мы построили. Потому они и поражаются кризисом и начинают разрушаться.
Нужно показать это вместе: какой вред причиняет нам недостаток внимания друг к другу, и какой клад вдруг открывается перед нами благодаря хорошим отношениям - просто золотые россыпи.
Но прежде всего, необходимо интегральное воспитание. Вся суть не в том, чтобы перераспределить излишки и погасить недостатки. Речь идет о том, что существует внутренняя тенденция, которая привела нас к необходимости соединения. Раскрывается сеть, связывающая нас, которая обязывает нас быть в добрых отношениях.
И поэтому проявляется общий, глобальный кризис на всех уровнях нашей деятельности - то есть во всем, что связывает нас друг с другом. Кризис состоит в недостатке правильной связи между людьми. Этим объясняются все отдельные кризисы: в семье, образовании, культуре, во всем - и даже сейчас доходит до экономики. Всему виной неправильные связи между нами, из-за которых мы все страдаем.
Эти кризисы, то есть наши внешние связи между собой, не излечатся, пока мы не внесем в них сердечное участие, доверие одного к другому. Только тогда мы сможем развить системы, которые приведут все в равновесие.
Мы видим, что и во внешнем мире раскрывается глобальная, интегральная форма, и в наших внутренних состояниях. То есть нам некуда сбежать. Недаром, мы зашли в этот кризис - не для того, чтобы начать сейчас развиваться просто под давлением природы.
Мы попали сейчас в такую ситуацию, что до тех пор, пока человек не задумается и не обнаружит свое зло, не решит, что ему необходимо измениться, поскольку не осталось выбора на грани жизни и смерти - до тех пор он не согласится на новое образование. Он должен увидеть, что нет выхода, и необходимо воспитать себя по-новому, построить какие-то новые системы.
Тогда он начнет искать, что может помочь ему в этом? И тут все должны сказать свое слово: психологи, которые посоветуют работать через группу, социологи, политологи, педагоги, воспитатели, спортивные тренеры. Нам нужно построить такие системы, чтобы человек начал понимать необходимость изменений - на основе полученных знаний, и знал, как их практически реализовать. Для этого ему нужно предоставить место для учебы.
Не по принуждению, а от всего сердца
Сегодня мы наблюдаем очень интересное явление в развитии природы. Впервые за всю историю, мы развиваемся не вслепую, как прежде, когда нас толкал вперед эгоизм, заставляя прорываться во всех возможных направлениях. Мы вдруг делали какое-то открытие в одной области, в другой, в третьей, и тысячи людей начинали этим заниматься, развиваться, продавать друг другу произведенные товары - так шел прогресс.
Но вдруг происходит всеобщая остановка, как будто мы впервые обязаны посмотреть правде в глаза и разобраться: что случилось, куда мы пришли? Наши дети уже не берут с нас пример и как будто спрашивают: зачем вы нас родили, зачем мы живем? А мы и сами не можем на это ответить. Мы все время бежали и бежали без остановки, и вдруг встали и думаем: а куда бежать, для чего, что происходит, куда мы попали?
Мы оглядываемся вокруг и ужасаемся - это какая-то сухая, безжизненная пустыня, где ничего нет. И самое интересное, что от нас сейчас, в самую первую очередь, требуется понимание, осознание того состояния, к которому мы пришли в результате всей своей истории развития. Каждый обязан узнать его и понять - без этого он не сможет достичь взаимного соучастия с остальными.
Когда-то это была прерогатива избранных: несколько ученых, политиков, мудрецов, король или какой-то другой властитель давали приказы, как двигаться вперед и устанавливали законы.
Но сегодня раскрывается закон, который обязан быть реализован каждым из нас. Ты не можешь поступать по-другому, поэтому тебе необходимо образование. Невозможно ввести этот закон насильственными мерами, штрафуя или сажая в тюрьму каждого, кто его не выполняет.
Так не получится! Человек обязан внести свое сердце в его исполнение, в свою связь с другими. Это не расчет купли-продажи: сколько ты мне, а я тебе. В этом уникальность нового состояния, о котором многие сегодня пишут, раскрывая, что тут есть какой-то процесс, начинающийся в наши дни с нуля и принадлежащий другому уровню развития.
Это и называется человеческим развитием, при котором мы строим между собой взаимную систему связей - образ одного, единого человека. И невозможно, чтобы кто-то на далеком краю мира или в центре Манхеттена, или в Европе отказался к нему присоединиться. Мы обязаны донести это до каждого. Ведь если все зависят от всех, у нас нет выбора.
Прежде всего, это должен быть настоящий переворот в воспитании детей - нового поколения. По-крайней мере, следующее поколение начнет новую жизнь - прекрасную, уравновешенную, полную взаимного участия, уверенную, безопасную. Чтобы никто не продавал ребенку наркотики, не вынуждал его торговать своим телом, не избивал его.
Посмотрите, что мы сделали со своими детьми - ведь они точная копия с нас самих. Мы не способны ничего сделать с собой и потому не можем уберечь детей, чтобы они выросли другими. Как я могу требовать от ребенка быть другим, если сам такой.
Поэтому мы смотрим на детей и видим, что теряем их - они получаются еще хуже нас. Но, в сущности, они продолжают ту же тенденцию. Я не могу назвать их плохими. Если я качусь вниз по наклонной плоскости, то они просто катятся чуть впереди меня - ведь это следующее поколение.
Но у нас есть возможность серьезно разобраться, пройти с помощью этого курса все этапы внутренней революции, и перейти на новые рельсы - потому что жизнь вынуждает нас, а не потому что какой-то умник это придумал.
Нужно проверить все, чем нам может помочь наука, психология, опыт нашей ежедневной жизни, и вместе посмотреть, как построить новый мир. Ведь наш особый курс предназначен именно для этой цели.
Чудесная метаморфоза отъявленного эгоиста
Вопрос: Меня очень привлекает картина новых, исправленных отношений между людьми, которую вы описываете. Особенно меня, как отца, впечатлили ваши примеры про детей и тяжелую обстановку в школе. Я бы очень хотел жить в таком мире, как вы обрисовали. Но одновременно с этим, меня одолевает сомнение: ведь написано, что "сердце человека - зло от рождения". А вы хотите, чтобы человек вдруг стал хорошим? За счет чего этот отъявленный эгоист вдруг переживет такую метаморфозу?
М. Лайтман: Человек будет наслаждаться тем, что использует свое эго в обратной форме. Он будет видеть вокруг себя примеры и делать то же самое.
Для того, чтобы привести человека к использованию своего эгоизма в добром направлении, нужна поддержка со стороны общества - воздействие добром и злом, то есть вознаграждение и наказание. Нужно сформировать поддержку со стороны детей, чтобы они уважали/не уважали родителей - в зависимости от этих качеств.
Мы играем с эгоизмом человека во всевозможных формах, организуя вокруг него окружение. В этом окружении есть несколько уровней. Ведь в самом человеке существуют эти четыре уровня, и столько же кругов необходимо построить вокруг него. Нужно влиять на него через его детей, чтобы он почувствовал, что дети оценивают и проверяют его по тому, насколько он отдает обществу. Детское мнение очень важно для человека.
Другой круг - соседи, третий - сотрудники на работе, и четвертый - государство, и все оценивают его по одному принципу. Такую среду нужно построить вокруг человека - и не как тюрьму, из которой он хотел бы сбежать, а с учетом нашего эгоизма. Ведь это наша природа.
Но мы должны также понимать, как много выигрываем от того, что учимся не подавлять свой эгоизм, а правильно его использовать.
Например, если я могу со своим большим эгоизмом заработать целое состояние для своих детей - я этим пользуюсь, и от этого всем хорошо. То есть проблема не в самом эгоизме - он может принести большую пользу всем. Вопрос только в том, как я его использую. Если общество обязывает меня использовать его на благо всем, то я так и делаю. А если не получается, то стремлюсь его исправить. Все зависит от общественных рамок, человек - продукт своего окружения. Поэтому, нужно действовать без всякого давления и насилия.
Счастливое равновесие: "Мы и мир"
Вопрос: Вы говорили, что когда-то, благодаря развитию технологии, у людей появилось свободное время, в которое они смогли заняться наукой, культурой, философией - как бы необязательными для поддержания жизни. А сегодня в освобождающееся у нас время, мы начнем развивать "внутреннюю промышленность"?
М. Лайтман: Прежде всего, все должны пройти стажировку, курсы - длительную и приятную учебу о новом мире, об устройстве человека, о его психологии, об отношениях между людьми, родителями и детьми, супругами, о воспитании детей, строении общества, истории эгоистического развития. Нужно изучить глобальные и интегральные системы на примере человеческого организма, строения вселенной. Человек должен быть немного более развит.
Но все это изучается в мягкой, щадящей форме, без всяких экзаменов - а через обсуждение, сопереживание, общение в группе. Это не класс, куда ты приходишь, учишься, и поскорее идешь домой. Ты находишься в этой атмосфере, ведь тебе нужно познать самого себя и мир, в котором ты живешь. Так же, как мы обучаем маленьких детей. Ведь чего мы от них хотим: чтобы узнали мир, в котором существуют и научились использовать с пользой все, что вокруг них находится.
Тому же самому, нам нужно сейчас научить взрослых, ведь их этому не научили! "Я и мир" - в этом и состоит учеба. И как это "Я и мир" теперь превратить в "Мы и мир". А потом это "Мы и мир" превращается в одно большое целое, в интегральную систему.
Этому мы учим человека, потому что общий закон природы - это равновесие. Внутри равновесного состояния мы чувствуем себя удобнее всего. Все стремится к равновесию. Поэтому нужно показать человеку законы, существующие на всех уровнях: в физике, химии, биологии, зоологии, чтобы увидел, что это действительно так. И тогда ясно, что человеческое общество тоже обязано быть организовано по тому же принципу.
И это не мистика, а серьезная наука. Мы делаем так не потому, что какому-то Ленину или Троцкому пришло в голову воплотить такую идею - а потому что природа глобальным кризисом заставляет нас это сделать. И не потому, что мы коммунисты, воплощающие идеи Маркса - а потому что научились этому из современной жизни, и видим, что, по сути, он был прав.
Маркс был прав в том, что говорил по поводу кризиса. Он не очень вдавался в то, как это реализовать. Но для реализации, мы обращаемся ко всем специалистам, существующим в нашем мире. А кому еще мы можем верить, если не ученым. И мы все строим по их рекомендациям.
Внутренний интернет - от сердца к сердцу
Вопрос: Вы говорили, что мы начнем развивать чувственную связь между собой - от сердца к сердцу, и нам уже не понадобится для связи интернет?
М. Лайтман: Это не какая-то мистическая связь. Когда мы достигнем всеобщей любви и раскроем между нами связующую сеть, мы начнем ощущать друг друга. Это будет внутренняя коммуникация - от сердца к сердцу, от разума к разуму. Ученые уже и сегодня говорят, что на человеческом уровне мы все связаны одним полем.
Как существует электрическое, магнитное или гравитационное силовое поле - так существуют и другие силовые поля. Известно, что существует поле мысли - я о чем-то подумал, а ты вдруг догадался. Или я чувствую какое-то желание в сердце, а ты это вдруг раскрываешь.
Есть люди более чувствительные, способные на такие открытия, а есть менее чувствительные. А здесь мы развиваем в отношении человека к другим такую чувствительность, что начинаем ощущать и понимать друг друга даже без слов. Я вдруг начинаю чувствовать все человечество, как самых родных себе людей, как близких друзей - они все глубже входят в мое сердце, и я чувствую, что все глубже проникаю в их сердца.
И тогда между нами вдруг открывается такой вид связи, что я не нуждаюсь ни в интернете, ни в словах, ни в чем - мне достаточно внутреннего языка, от сердца к сердцу. Словно муж и жена, которые любят друг друга - им не требуется разговаривать, они только смотрят друг на друга и улыбаются. Им достаточно того, что каждый ощущает в сердце другого.
Но здесь мы говорим о более серьезной связи, а не о простом ощущении любви. Речь идет о том, что все кабели интернета, все коммуникации, вся торговля, культура, образование, начинают ощущаться путем нашей новой внутренней технологии. Мы вдруг раскрываем во внутренней связи друг с другом то место, где мы сможем построить новое человечество, новый мир, полный общих чувств и мыслей. Там внутри себя, внутри этого ощущения, мы построим целый мир.
Эти отношения совершенно наполнят нас - вместо сегодняшней музыки, литературы, театра, кино. Все это будет там внутри! Мне не понадобятся никакие внешние символы для того, чтобы впечатлиться от разных форм нашей внутренней связи. Ведь о чем говорят все виды искусства? О впечатлениях человека - и я буду их ощущать!
Для чего мне развивать технологии и производить все больше и больше, если все, что мне нужно - это самое необходимое для существования, а потом я могу наслаждаться жизнью. Наслаждение - это абстрактная вещь. Я могу наслаждаться, не производя вокруг себя горы из металла и бетона. Можно сделать это гораздо проще, главное - это внутреннее наполнение, именно им живет человек.
У миллиардера на банковском счету есть сумма с десятью нулями - и сладкое ощущение в сердце. Важно это ощущение. Ведь может, у него уже украли все эти деньги, а он не знает, и продолжает наслаждаться этим чувством.
Мы можем дать человеку такое наполнение, что ему просто не понадобится больше того, что нужно для поддержания жизни животного тела - а его наполнение, как человека, будет все время возрастать и возрастать.
Брось эту вредную привычку - быть несчастным
Вопрос: Вы говорите, что сегодня во многих странах мира очень распространена депрессия. И это действительно подтверждается статистикой. Но все же, нельзя сказать, что все ощущают такое разочарование - многие его не чувствуют. Так, что вы имели в виду?
М. Лайтман: Это не значит, что нет разочарования. Дело в том, что человек ко всему привыкает. Я помню, мой дед был чрезвычайно скромный человек. У него был очень старый, весь продавленный матрас. И сколько бы я его ни уговаривал: "Давай, я куплю тебе новый, хороший, удобный, вместо этой развалюхи" - он отказывался, говоря, что уже привык к этому, и ему нормально.
Но это не называется хорошей жизнью - а просто привычка. Люди привыкают постоянно ссориться друг с другом. Ко всему в жизни можно привыкнуть, и тогда привычка становится второй натурой, и человек перестает считать это проблемой - а принимает, как обычную, привычную вещь.
Я помню, когда-то навещал родственников в Канаде, и у них в то время гостили знакомые из России. Это было в 90-е годы, когда в России шла большая перестройка, все рушилось, и не было вообще продуктов. И они рассказали, как в первый раз в своей жизни попали в канадский супермаркет. Как бы обычный продовольственный магазин, только очень большой - но у них дома в России тогда таких не было. Они вошли туда и выскочили обратно - не смогли там находиться. Они говорили, что им было так больно от этого изобилия, что они просто не могли его вытерпеть, и появилось желание отключиться от этого, сбежать.
Потому что человек привык, что приходит в магазин, где в лучшем случае, есть хлеб и какая-то зеленая колбаса, которой может и вообще не быть. И тут он заходит и видит 30 видов хлеба, 50 сортов колбасы, и никакой очереди - только бери, и тебе еще скажут спасибо, положат купленное в коляску и проводят до машины. Он к этому не привык!
А теперь возьми канадца и отвези его в Россию, в магазин тех лет, где лежит засохшая колбаса и хлеб, сделанный неизвестно из чего. Он подумает, что лучше сидеть в канадской тюрьме, где дают бананы - чем такая жизнь. Но если спросить русских, которые живут в этом городе, то они скажут, что все в порядке.
Я помню, как-то спросил одного своего ученика, как он живет. Он сказал: "У меня все в полном порядке. Я понимаю, что впереди - зима, но у меня запасено два мешка картошки и мешок капусты. И я знаю, что зиму я продержусь". Посмотрите, как человек рассматривает свою жизнь - как мало ему нужно. Попробуйте объяснить это канадцу - он вообще не поймет, как можно так жить.
А в Африке есть страны, где живут на доллар в день. Никто не скажет африканскому ребенку, как я обычно говорю своему внуку: "Если ты хорошо не поешь, то я не возьму тебя в зоопарк сафари". Люди привыкают к проблемам, и привычка стирает ощущение страдания.
Я разговаривал с человеком, который двадцать пять лет сидел в Сибири в трудовой колонии. Когда срок кончился - он не хотел уходить оттуда. Он уже не понимал, как можно жить на свободе - ведь весь его мир был в тюрьме.
Около тюрьмы был поселок, весь состоявший из бывших заключенных, которые освободились, но не захотели никуда уезжать. Они поселились там и закончили свою жизнь - где-то в Сибири, в полной глуши. Они уже не могли представить, как можно жить в этом мире - а здесь все уже было понятно, все свое.
Человек не построен согласно сухому расчету: там у меня будет столько, а здесь - столько. Он питается от внутреннего тепла, привычного места, родного дома. И ты не можешь сейчас на основании статистических цифр делать вывод: хорошо людям или плохо. Они просто привыкли к такой жизни, и не понимают, какие перспективы перед ними открываются.
А с другой стороны, нельзя прийти к ним и начать рассказывать, как плохо они живут. Мы приходим не просто так - а в условиях кризиса, лишь немного продвинуть человека - показать, к чему все идет, и что могут быть еще гораздо более худшие состояния. А потому, стоит уже сейчас начать новое образование - до возникновения беспорядков и войн. Давайте, не дожидаясь гражданской войны, лучше начнем воспитывать народ.
Есть возможность обратиться к каждому слою общества, ощущающему кризис. К тем, кто испытывает проблемы в семье, с детьми, потерял работу, людям предпенсионного возраста, которые еще чувствуют в себе силы и желание применить себя, но их нигде не берут на работу. То есть, кроме активной, задействованной части человеческого общества, есть еще множество людей, которыми можно заняться прямо сегодня.
А из активной, работающей части, очень скоро начнет поступать огромное число безработных - до 90%. Поэтому, уже сейчас мы можем установить внутри общества этот новый подход.
Заключение
Согласно всему, что мы видим сегодня, природа продвигает нас к состоянию, когда мы - в первый раз, сами будем вынуждены решить, каким будет следующий шаг нашего развития. До сих пор, мы все время развивались вслепую, но сейчас нам нужно начать самим развивать себя - самим готовить свой следующий шаг, следующее состояние. Мы сами строим его, а не выталкиваемся в него насильно.
Мы раскрываем, как нам плохо здесь, в настоящем, чтобы захотеть построить доброе будущее. И мы не сможем перейти в это хорошее будущее, если не достигнем собственного понимания, осознания, желания, и не построим его сами.
Мы так и будем переступать здесь на одном месте, пока не раскроем этот кризис до такой степени, что это заставит нас сделать следующий шаг - построить счастливое человеческое общество, существующее в совершенном состоянии, которым мы достигаем равновесия с общей природой.