Глобальный мир. Уроки о новой жизни человечества - 7. Часть 1. Угроза безработицы
Часть 1. Современный человек страшится будущего. Мы знаем, что многие сегодня теряют работу, и еще больше людей боятся ее потерять, поскольку не знают, удастся ли им тогда покрыть свои нужды, восполнить урон. Из-за кризиса недвижимости многие тысячи в США лишились своих домов, и мы можем только догадываться, в каких условиях они сейчас живут и насколько тяжело их положение. В рамках своей преподавательской деятельности я посещаю разные страны и вижу, как давит на людей отсутствие работы и заработка. Здесь кроются две вещи.
Безработица - угроза мирового значения
Во-первых, человек не знает, как будет обеспечивать свою семью. Жена, дети, дом, долги, стареющие родители... А возможно, он сам уже близок к пенсионному возрасту. Да и внукам надо помогать. Целый круг людей зависит от работающего члена семьи.
Это давление растет и становится общей заботой масс. По расчетам экономистов и социологов, скоро к армии безработных могут присоединиться сотни миллионов людей, которым будет не на что жить. Согласно статистике, в США чуть ли не половине населения требуется та или иная помощь на жизнеобеспечение, будь то продуктовые талоны, горячие обеды и т.д.
Во-вторых, человек, потерявший работу, не знает, что делать с самим собой. Районы, пострадавшие от безработицы, превращаются в очаги организованной преступности, проституции, наркомании и пр. В итоге общество платит за всё это намного дороже, чем стоило бы трудоустройство людей.
Как известно, просидев без работы несколько лет, человек уже не может вернуться на рынок труда. Даже образованный представитель среднего класса со временем утрачивает культуру трудолюбия, теряет верное отношение, уже не чувствует необходимости ежедневно покидать дом и возвращаться после рабочего дня, отчитываться в своей работе и т.д.
Таким образом, речь идет не об отдельных проблемах личного характера, а социальной беде, которая бумерангом ударит по обществу. И общество может не справиться с этой проблемой.
А ведь кроме того, возможны волнения, беспорядки, революции и прочие несчастья, возникающие, когда сотни миллионов внезапно остаются за бортом. Это создает волну, которая катится по миру, подобно эпидемии. Мы видим, как сегодня проблемы, зарождающиеся в одной стране, случайно или умышленно передаются дальше и заражают других, словно вирусы.
Таким образом, проблемы с безработным не ограничиваются прожиточным минимумом, горячими обедами и теплой одеждой со вторых рук. Да и не может общество содержать его так годами. Проходит год, максимум два - и его оставляют: "Устраивайся сам". Пока что таких людей еще не много, но что будет, когда без работы останутся массы?
Проблема тут даже не столько финансовая, хотя они не удовлетворятся одной лишь насущной необходимостью. Ведь когда их станет много, они обретут силу - на выборах, а также на демонстрациях и в беспорядках. Мы уже видим, чем это грозит обернуться. Примеры перед нами. "Весна" может быть не только Арабской, но и Европейской, Американской и любой другой.
В капкане индустриального рабства
На протяжении тысячелетий развития человек всё более отдалялся от работы ради одного лишь хлеба насущного. Он развивал торговлю и промышленность, культуру и образование, искусство, юриспруденцию, бухгалтерию, всевозможные сопутствующие услуги, моду, СМИ - вещи, не насущные для нашего существования, а придаточные. Они-то и составляют, скажем, 90% деятельности человеческого общества.
Взять, к примеру, любой большой город: чем зарабатывают себе на жизнь его жители? Они не занимаются сельским хозяйством, не выращивают коров и коз, не работают в крупной промышленности. Где-то там, в других местах есть реакторы, индустриальные мощности, большие электростанции, а сам город живет тем, что люди собрались вместе и обслуживают друг друга в различных областях, для удовлетворения ненасущных потребностей.
С развитием кризисных явлений, миллионы людей в крупных городах могут остаться без работы. И им не найти себе делянку, чтобы вести натуральное хозяйство. Это большая проблема: как организоваться, учитывая текущую ситуацию в мире? Ведь миллиарды людей живут в городах.
Еще двести лет назад всё было иначе: люди работали довольно много часов в день, но без помощи машин и современных технологий. Человек производил товар, просто чтобы заработать себе на жизнь. Обслуживающих профессий, не обязательных для пропитания, было немного.
А затем начала развиваться промышленность и сфера технологий. Сегодня мы можем за день на одном предприятии производить тысячи автомобилей или машин различного назначения. В магазинах есть полный набор продуктов, которые можно быстро и легко приготовить при помощи современной кухонной техники, не тратя на это часы, как раньше.
На современном этапе развития мы разработали технологии, чтобы иметь возможность массово производить растущий ассортимент продукции, а высвободившееся время, которое раньше использовалось для насущно необходимой деятельности, пустили на службу другим профессиям ненасущного характера. При этом мы искусственно перевели их в разряд необходимого. Например, вместо одного врача, сегодня есть сотни врачебных специальностей, тысячи разновидностей медицинского оборудования, тысячи лекарств. Мы прибегаем к услугам бухгалтеров, экономистов, финансистов, банкиров, адвокатов... Всё это - целая индустрия денег. Мы создали глобальную сеть международной торговли. В итоге за два века мы сформировали для себя многочисленные виды деятельности, бoльшая часть которых выдумана и не является реальной необходимостью.
Но проблема даже не в этом, а в том, что мы заполнили ими жизнь человека. Вместо того чтобы заниматься чем-то действительно важным, человеческим, мы изобрели множество профессий, основное предназначение которых - занимать свободное время. Мы просто-напросто играемся в те часы жизни, которые можно было посвятить чему-то более важному и высокому - человеческой ступени.
Взглянем на свою жизнь. 10-12 часов в день отнимает у человека работа. Мы встаем рано утром, хватаем детей и отвозим их в сад до вечера. Часто уже в возрасте нескольких месяцев малыши на весь день расстаются со своими родителями. На работе мы проводим, по меньшей мере, восемь часов. Затем возвращаемся, по пути прихватив детей и заехав в магазин. Кстати, дорога тоже отнимает час-два. Наконец, мы оказываемся дома, где нас ждут неотложные дела и стандартные процедуры: приготовить еду, помыть посуду, покормить, искупать и уложить детей. Кроме того, иногда мы завершаем работу, не доделанную в течение дня, а чаще проводим время у экрана компьютера или телевизора. Этим всё и завершается.
Многие работодатели организовывают для своих работников отпуска, детские сады и уикенды. В итоге рабочее место стало для человека центром его жизни. И потому так трудно расстаться с ним.
Меня гложет вопрос: "Чем я буду заниматься на пенсии? Столько свободного времени - это же можно с ума сойти..." Мы привыкли к нескончаемой гонке, к постоянной накачке рабочими часами. О человеке мы судим по роду его занятий, по специальности, а не по личным качествам. Неважно, чем он интересуется, чем увлекается, главное - работа. Ею измеряются престиж и почет: человек ценится тем выше, чем больше у него подчиненных, чем больше он зарабатывает. Короче говоря, мы смотрим на него как на исполняющего обязанности, а не как на человека.
Так, спустя двести лет индустриально-технологического развития мы вдруг оказались в очень своеобразном мире и в особенном обществе. По сути дела, мы потеряли человека. Неслучайно еще в начале этой тенденции Маркс писал, что она не может продолжаться долгое время и придет к своему концу. Сколько можно развивать промышленность, торговлю и предпринимательскую деятельность? Ведь в итоге человек становится рабом своей работы. Главное для него - преуспеть на рабочем месте, и в этом он видит цель жизни. Он родился, чтобы работать. К этому он готовит себя в течение первых двадцати лет. Главное - быть работником все те годы, пока он здоров и обладает силами. А к старости, когда он уже не годен для работы, ему остается 10-20 лет на угасание при помощи пенсии и лекарств.
Неужели мы действительно родились и живем для этого?
Отряхнемся от наносного
Еще на заре эры индустриального прогресса Маркс сказал, что так не может продолжаться всегда. Он обосновал свои выкладки природой этого развития, которому суждено завершиться и увенчаться кризисом.
А с другой стороны, в то время человечество еще не столкнулось с проблемой экологии. Ведь мы, по сути, разрушаем Земной шар, лишая его богатств и ресурсов. Есть предел энергоносителям: нефти, газу, углю, битуму, ядерному топливу и пр. Их немного. И хотя мы слышим иногда о новых месторождениях, в конечном счете, согласно всем исследованиям, речь идет о количествах, которых хватит нам, максимум, на 30 лет. Я уже не говорю о том необратимом ущербе, который мы нанесли природе в целом. Она вышла из равновесия, и продолжать в том же духе было бы невозможно даже без кризиса.
Так или иначе, создается уродливая ситуация с институтом семьи, с брошенными вне дома детьми, с разрывом связи между супругами, которые по-настоящему не живут дома...
Мы не развиваемся. Человек не развивается. Он растет только в профессиональном смысле: на курсах повышения квалификации и т.п.
Итак, мы видим, что современный кризис подытоживает и завершает последние двести лет нашего развития. Не только Маркс, но и многие другие предупреждали, что закончится это всё тупиком. В том числе, об этом в середине прошлого века говорили члены Римского клуба: человечество подходит к такому состоянию, в котором ему не устоять.
Мы не задумывались об этом, ослепленные своим эгоистическим отношением к жизни. Мы не видели, не чувствовали и не желали признавать, что разрушаем Землю, себя, детей и свое будущее. Лишь теперь, оказавшись в кризисе, мы поневоле обнаруживаем, что необходимо изменить всё, поскольку другого выхода нет.
В чем же именно требуются перемены? Текущий кризис, в первую очередь, профильтрует и очистит всё человеческое общество. Так же мы вытряхиваем пыль из куска материи, очищая ее от всего того, что к ней не относится. Вот и кризис первым делом отряхнет человеческое общество от всех тех профессий, которые не являются необходимыми для жизни человека и, по сути, вызывают дисбаланс в природе. Будучи избыточными, они только отягощают нам жизнь и заставляют отрабатывать лишние часы, ненужные ни для хлеба насущного, ни для человеческого общества, ни для Земли в целом.
Знакомясь с человеком, мы не спросим его: "Кто вы по профессии? Где работаете? Каковы там условия труда?" Нет, при встрече мы спросим: "Кто вы? Как ваши дела?" Ведь он должен восполнять себя чем-то на человеческом уровне.
Рассматривая наше развитие в природе, мы обнаруживаем, что программа творения ведет нас к интегральному обществу, к равновесию с природой в целом. И сегодня выясняется, что мы поневоле подходим к этому посредством кризиса. Хотим мы того или нет, но чтобы налаживать свою жизнь, нам необходимо держать связь между собой. А этому надо учиться, чтобы знать, как перестроиться на совершенно новый лад.
И потому когда человек по безвыходности, поневоле чувствует что он выпал из рамок насущной работы, оставшейся после того, как мы стряхнули "ткань" от пыли, - на самом деле все его свободные часы не свободны. В эти часы мы, по необходимости, должны учиться тому, как менять себя, налаживая интегральную взаимосвязь, как идти к взаимному поручительству, как изменять человека в нас, чтобы он стал частью нового, особенного общества.
Здесь действительно требуется интегральное просвещение и воспитание, которое мы должны будем открыть для всех. С этой целью нужно организовать большую учебную сеть, чтобы человек был занят в течение дня, как и раньше. Только теперь его день разделится на пару часов работы и еще шесть-семь часов учебы и мероприятий, благодаря которым он будет постепенно меняться вместе с другими, становясь поистине строителем интегрального общества.
Тогда мы будем оценивать человека по его вкладу в этот процесс и успеху в нем, а не по должности, как сегодня.
Это большая работа, без которой мы не поднимемся на следующую ступень, которую Природа приготовила для нас по итогам текущего кризиса.
Ведь кризис показывает нам именно следующий уровень - он демонстрирует наши изъяны в сравнении со следующим состоянием. Нам надо наладить семью, воспитание детей, наши супружеские взаимоотношения, отношения между соседями, в народе, в человечестве. Мы должны навести порядок в природе, которой до сих пор лишь наносили вред.
А для этого нам надо измениться внутренне, проникнувшись друг от друга впечатлением того, насколько мы взаимозависимы, - и тогда прийти к верным решениям.
Вот и выходит, что перед нами лежит работа по формированию Человека - то, чего мы никогда не делали на протяжении всей истории, поскольку не видели в этом нужды.
Веками мы заботились, преимущественно, о пропитании. И действительно, еще двести лет назад нам необходимо было добывать себе хлеб насущный, т.е. необходимые для жизни вещи. Только в последние два столетия технического прогресса, вызвавшего современное перепроизводство лишних товаров, мы развивались неправильно.
Таким образом, наступил период осознания зла: мы понимаем, что эгоизм заставил нас использовать свои возможности в неверном направлении. Вместо того чтобы освободить себя на шесть-семь часов в день от забот о насущном, мы, наоборот, заполнили эти часы вещами, в которых нет нужды.
Сегодня, посредством кризиса, мы наконец-то приходим к пониманию и осознанию того, что эти часы необходимо освободить для формирования Человека. И мы, и наши дети должны получить это воспитание.
Ведь мы всегда заботились, главным образом, о том, чтобы дети получили профессию. Неважно, каким человеком ты будешь, главное - специальность, которая позволит тебе эгоистически "расставить" всех и преуспеть за их счет.
Сегодня же основная наша задача - давать ребенку воспитание, растить его Человеком. Впрочем, как и каждого из нас. Тогда мы примем замечательную, глобальную, интегральную форму, тогда все кризисы, от которых мы страдаем сегодня, закончатся, исчезнут, и мы окажемся в "перевернутом мире".
Сегодня я вращаюсь вокруг работы с шести утра до семи-восьми вечера. У меня остается каких-то два часа на домашние дела и на то, чтобы мельком увидеть жену и детей. Эту ситуацию надо преобразить в нечто совершенно иное. Надо выстроить такие системы, чтобы все работали необходимые часы, а всё остальное время занимались учебой, воспитанием и связанными с ним мероприятиями. В соответствии с этим нужно изменить весь лик нашего общества. Вот какой вызов перед нами стоит.