Глобальный мир. Уроки о новой жизни человечества - 11. Часть 2. Равновесие природы
Часть 2. Нет расписания и четких временных интервалов, отмерянных на развитие, убеждение, анализ, исправление себя, чтобы из эгоистов мы стали альтруистами, проникнутыми любовью и участием друг к другу. Не надо ждать каких-то сроков или смены поколений - изменения могут произойти за время жизни нашего поколения. Всё зависит от готовности человека, от того, насколько он хочет измениться.
Строим окружение для всех
А как мы знаем из раздела "Свобода воли", наше желание целиком зависит от окружения. Мы должны работать все вместе. Человек не может работать сам над собой и убеждать себя в чем-то - это никогда не принесет хороших результатов. Напротив, мы должны выстроить окружение, общество, чтобы оно воздействовало на нас, - и тогда каждый изменится. Так что, вперед на строительство хорошего окружения для всех нас! С его помощью мы убедимся в необходимости этого пути и очень быстро захотим измениться, чтобы нас объединило взаимное поручительство.
Благодаря этому окружение будет воздействовать на нас с такой интенсивностью, что перемены приобретут стремительный темп. Ведь они совершенно не зависят от наших временных рамок. Неживая, растительная и животная природа эволюционировала миллиарды лет. Таков процесс развития эгоизма, мы за это не отвечаем - лишь реализуем его еще и еще по мере роста. Однако сейчас сила и темп развития в наших руках. Всё зависит от окружения, и я могу искусственным образом выстраивать его, постоянно улучшая, чтобы оно становилось всё больше, шире, сильнее в своем воздействии. Для этого мне нужны деятели искусств и ученые, социологи и психологи. Я должен использовать всё, что есть в человечестве, вызывая на себя как можно более интенсивное и эффективное воздействие. Тогда, еще при жизни в этом поколении, мы познаем счастливую жизнь и увидим то благо, которое оставляем своим детям.
Если в этом контексте провести разделение человеческих желаний, мы можем сказать, что в целом они делятся на две части:
- частные желания, относящиеся к человеку лично;
- общественные желания.
Свои собственные желания человек, в рамках исправления, должен ограничивать в мере, необходимой для нормальной жизни. А свои социальные желания, наоборот, надо развивать как можно больше, начиная с самого малого круга товарищей, а затем расширяя его, пока, с помощью воздействия окружения, я не разовью себя до уровня доброжелательных отношений, участия, ответственности, взаимного поручительства и любви ко всему миру. Здесь надо понимать, что на этих этапах, выходя из самого себя, из своего эго, и всё больше проникаясь взаимоотношениями с ширящимися кругами человечества, я обретаю больше мудрости, больше чувства, я включаю в себя всех и благодаря этому ощущаю всю действительность, всю природу. Таким образом, я распахиваю для себя новую реальность, новую явь - и живу в ней, выходя из самого себя и ощущая всех. Это и есть бытие на человеческом уровне, который подготовила для нас природа. Тем самым мы правильно реализуем себя здесь, в этом мире.
Целостный подход
Вопрос: В детстве родители учили нас хорошо относиться друг к другу. И сегодня нам нужно такое окружение, которое продолжит ту же мысль. Но вы говорите также, что надо хорошо относиться к природе в целом. Что это значит?
М. Лайтман: Разве мы не должны оберегать неживую, растительную и животную природу? Разве не надо ее любить? Любовь к природе означает, что я живу в ней не для того, чтобы использовать ее по максимуму. "Давайте взорвем гору, давайте высушим море, давайте поступать как нам выгодно..." Нет, мы ко всему должны относиться сбалансировано. Экологи терпят крах, а мы добьемся успеха - потому что мы говорим: "Природа пребывает в равновесии. Так давайте, в первую очередь, на себе проверим, что это значит. Давайте между нами прочувствуем, каково это - быть сбалансированными, оберегать всю природу и брать у нее лишь то, что требуется нам для существования". Подобным, естественным образом поступают и животные.
Это часть интегрального образования. Благодаря ему люди, конечно же, будут правильно относиться, в том числе, и к экологии, к окружающей природе. Невозможно учить людей только хорошим взаимоотношениям между ними - нужно также обучать их доброму, правильному отношению к природе, к самому понятию "природа". Ведь мы находимся в развитии, и кто-то движет нами, подталкивает нас. Откуда это идет? Что за силы нас развивают? Где заложено мое завтра? Пускай я с ним незнаком, но есть люди, которые раскрывают, ощущают его. Мы видим перед собой поэтапный, причинно-следственный процесс, мы видим, что природа последовательно развивается и каждая деталь в ней зависит от других. В свое время Эйнштейн очень хотел добраться до общей, универсальной формулы природы - так что науке эти положения известны, она знает о взаимном влиянии всех частей природы друг на друга.
Вот и мы не исключение. И потому, если мы учимся объединению, то единство это включает и природу в целом, вместе с ее всеохватывающим законом, который развивает нас и всё остальное. Ведь развивается не только человеческое общество, но и растительная, а также животная природа - только намного медленнее. Вся Вселенная пребывает в развитии. Куда оно устремлено? Мы не знаем, но факт остается фактом: Вселенная расширяется, претерпевает различные процессы, и все они не случайны, хотя нам пока непонятны. По мере своего продвижения мы убеждаемся, что здесь кроется великая закономерность. В итоге мы видим, что все законы, очевидно, сплетены воедино, хотя от нас и ускользает связь между биологией, зоологией, ботаникой, минералогией, человеком, звездами и т.д. Мы не можем разглядеть связующих нитей, но, по сути, всё это - единая Природа, и она не делится на отдельные сегменты. А потому наш подход к ней должен быть холистическим, целостным. К тому же и сами мы - тоже ее неотделимая часть. Это диктует нам сама жизнь - факты исследований, а не чьи-то домыслы.
Существуют как бы два направления:
- можно сформировать доброе отношение к человеческому обществу - и тогда, ради нынешнего благоденствия, оправдать разорение Земного шара;
- можно, наоборот, поставить во главу угла охрану окружающей среды и пренебречь людьми.
Я же говорю: "Нет, подход должен быть целостным, "круглым", единым. От нас требуется единое отношение ко всему. Ведь человек - часть природы, а потому одинаково должен относиться и к обществу, и к семье, и к природе в целом. Мы обязаны достичь равновесия между всеми частями. Именно равновесие свойственно природе, и тем самым мы соблюдаем ее универсальный закон". Так же уравновешены во взаимном движении и влиянии планеты, звезды и галактики. Так же любое вмешательство в земную природу отражается на различных ее частях. Вот и мы должны понять свое место в системе и выстроить соответствующее отношение.
Добраться до сути
Доброе отношение между людьми, о котором мы говорим в рамках интегрального образования, надо распространять также на неживую, растительную и животную природу, от которых мы, в сущности, и питаемся. А кроме того, такое же сбалансированное отношение надо выстроить к общему закону природы, поддерживающему и развивающему всю действительность, к "вселенскому двигателю", который приводит в действие всё. Исследуя природу, мы, по сути, исследуем частные проявления этого универсального закона, до которого ученые так мечтают добраться. Они хотят изучить бозон - особую частицу, "стволовую клетку" в структуре Вселенной. Они хотят вывести формулу, которая опишет всю природу мироздания. Они чувствуют, что это существует, что без этого весь комплекс не может существовать. К этому, по сути, и тянется человечество.
Человек стремится постичь, где он находится. Внутренний импульс зовет его познать суть той действительности, в которой он пребывает, раскрыть ее истинную форму, ее движущую силу. Ведь от этого зависит мое прошлое и будущее, моя судьба. Из этого я пойму, как добиться успеха в своих делах. Если они будут соответствовать моему развитию, я преуспею и, возможно, даже ускорю процесс. А если идти в противоположном направлении или в сторону - в той же мере я терплю ущерб. Такое уже бывало в истории и бывает в нашей жизни. К примеру, своим детям мы заранее можем сказать, чтo у них получится, а что нет, в чем они преуспеют, а в чем нет. Особенности характера, текущие условия и обстоятельства позволяют нам судить об этом и объяснять им свое суждение. Тем самым можно удержать человека от судьбоносных ошибок - и того же самого мы желаем себе.
В этом и заключается всё развитие науки. Дело не в новейших мобильниках и планшетниках - речь идет о том, чтобы понять суть нашей жизни: для чего и почему? Как в целом сделать ее лучше? Ведь человечество в беде: со всеми своими возможностями мы оказались в критическом состоянии, и эта ситуация просто не пристала человеку. Разумеется, знание общего закона, сближение с ним проложит нам курс и даст зеленый свет, чтобы понять, куда направляться, как выстраивать себя по-хорошему - на деле, ради нас и наших детей. Об этом говорит множество ученых и экспертов. Это не мое личное мнение, речь идет об общей, глобальной природе, в которой действуют определенные законы. Мы изучаем эти законы с помощью различных научных дисциплин, и все они подводят нас к картине взаимосвязанного, "круглого" мира. Факт, что сегодня мы оказались в глобальном кризисе, хотя и не верили, что это случится. Нам казалось, мы можем поступать как заблагорассудится, и вдруг выяснилось, что это совсем не так: как ни рассуждай, а блага нет. Во-первых, я не вижу причин происходящего, а во-вторых, не могу заниматься самоуправством, потому что взаимосвязан с другими.
Глобальность и неразрывная взаимосвязь уже не подвергается сомнению. Факт, что сегодня мы испытываем ее последствия на себе, на своем кармане, на здоровье, на ситуации в мире. Разумеется, человек может сказать: "Не верю, не желаю об этом слышать". Ну что ж, с таким человеком я и не говорю. А с другой стороны, в наше время ученые уже понимают, что все научные разделы взаимосвязаны. И понимание это насчитывает десятки лет - помимо того, что природа всегда была едина. Кто может отрицать обоюдное воздействие человека и окружающей среды при взгляде на климат, на океаны, на загрязнение и всё прочее? Всё едино.
Питание: натуральный рацион
Вопрос: Каким должно быть подход к потреблению, чтобы обеспечивать физическое здоровье тела?
М. Лайтман: К примеру, я болен диабетом легкой формы. Вызван он тем, что я люблю сладкое, люблю сахар. В природе есть фрукты, мед, но нет сахара. Если бы я не ел чересчур много сахара, то не заболел бы. Существует очень много видов еды, которые мы производим только для того, чтобы пополнять чей-то банковский счет деньгами, и как следствие, больницы - пациентами. Человечество должно провести ревизию всей своей деятельности и постепенно вывести из употребления всё, в чем содержится яд: сначала обеспечить необходимые заменители, а потом прекратить производство. Как мы сражаемся с курением, так надо сражаться со всем, что несет вред телу и здоровью. В природе имеется естественный набор ингредиентов: овощи, фрукты, мясо, рыба, вода... Вот им и надо ограничиться. Чего нет в природе, то, без сомнения, вредно для тела. И наоборот, что есть в природе, тому мы можем найти верное применение.
Вопрос: Сегодня подобное питание обойдется мне намного дороже, чем обычное...
М. Лайтман: Я не говорю, что надо возвращаться к вегетарианству и натурализму, к чистой биологии без генетики. Здесь у нас нет выбора, ведь в таком случае мы не сможем прокормить человечество. Однако надо провести исследования и разработать необходимые технологии. Например, у меня есть приятель, который выращивает в пустыне Арава овощи и фрукты без химических добавок - он использует специальные бактерии, которые поедают вредителей. Короче говоря, есть различные пути, но в первую очередь, надо всех обеспечить питанием - это ясно. Ну а затем постепенно мы будем продвигаться к экологичности. Поэтому я и говорю, что интегральное образование должно охватывать все сферы нашей жизни, чтобы комплексно вести нас к исправлению и равновесию. Тем самым мы утверждаем здоровое, сбалансированное отношение ко всем видам человеческой деятельности. Эта революция в сознании и отношении отразится затем на технике, экономике, сельском хозяйстве и всем прочем.
Окружение как учитель
Вопрос: Как взрослые люди должны относиться к интегральному образованию? Ведь для них это означает возврат к тем временам, когда они сидели в классе перед учителем.
М. Лайтман: Процесс идет через окружение: ты принимаешь его в качестве "учителя", который показывает тебе твою следующую ступень. И тогда, подставляя себя под его воздействие, ты меняешься. К примеру, я слышал, что хорошо быть архитектором. Никакой тяги к этому я не испытываю. Я даже не знаю, хочется мне этого или нет. И все-таки слухи доходят хорошие. А кроме того, умные люди сказали мне, что оно того стоит, потому что профессия эта обеспечивает необыкновенное будущее. Тогда я завожу знакомства на факультете архитектуры, посещаю симпозиумы архитекторов, их рабочие собрания и пикники. Все они рассказывают о строительстве зданий, придают этому большое значение, ценят "монументальность" своей профессии... И я проникаюсь этим духом, он действует на меня. Теперь я уже не равнодушен, у меня появляется свое мнение, и вот я уже думаю, как спроектировал бы здание сам. То есть я получаю от них желание, внутренне меняюсь - и в итоге иду учиться на архитектора.
Так происходит всегда. Откуда у нас появляются желания жить определенной жизнью, учиться определенной специальности или науке? От окружающих. Какой-нибудь сельский житель, лишенный доступа в интернет, выбирает между различными видами живности и земледелия - это всё, что у него есть. Каждый учится у окружения. Мой отец так хотел, чтобы я научился музыке, что не давал мне смотреть детские фильмы и водил только на фильмы о великих музыкантах и композиторах. По правде сказать, в их жизни было мало хорошего, но я проникся величием этих людей, жертвовавших собой ради создания великих произведений. И это впечатление у меня сохранилось. Я не приобрел желание стать таким же, как они, но преисполнился уважением к тому, что они делали. Другой на моем месте, тоже захотел бы стать композитором, но моя природа оказалась иной. Таким образом, воздействие окружения сказывается на каждом по-своему - но сказывается.
Подведем итог. В конечном счете, от нас требуется лишь одно действие, о котором сказано: "Все преступления покроет любовь". Все мы преступники - и над всеми преступниками нам надо развернуть "шалаш любви". Таким должен быть итог любого благого дела, которое мы хотим осуществить. Тем самым мы приходим в равновесие со всей природой - и тогда не может быть, чтобы мы испытывали какое-либо плохое ощущение. Мы почувствуем себя выше неживого, растительного и животного уровня, над своей нынешней жизнью, на ступени, которая вся - любовь и совершенство. И это мы оставим своим детям.