Глобальный мир. Уроки о новой жизни человечества - 11. Часть 1. Интегральное воспитание
Часть 1. В ходе эволюции мы переживаем обязательный процесс роста эгоизма от поколения к поколению и на протяжении жизни человека. Вообще, нет другого создания, которое постоянно развивается и меняется. Сказано: "бычок-однодневка подобен взрослому быку". Практически, любое животное через несколько дней после рождения уже знает, как ему обустраиваться в мире. Спустя короткое время оно обретает необходимые силы, чтобы обеспечивать свою жизнь, и знает, как не нанести себе вреда.
Дружба дружбой, а бокс не повредит
С другой стороны, человеку приходится много лет обучаться этой науке у окружающих - а до тех пор он не умеет оберегать себя. Да и затем на протяжении всей жизни он должен учиться и развиваться. Человек постоянно меняется, каждый раз им овладевают разные, чуждые друг другу желания: вечно его тянет то к одному, то к другому. Иногда мы встречаемся со знакомыми или приятелями, которых не видели какое-то время, и слышим: "Я уже давно этим не занимаюсь. У меня уже всё по-другому". Это касается и профессии, и семьи, и местожительства, и интересов. Люди рассказывают, где они побывали, чем увлеклись, с кем познакомились...
В целом, человек весьма непредсказуем, поскольку каждый раз в нем пробуждаются новые желания. Он и сам не скажет, чтo случится с ним через минуту, и уж тем более через несколько лет. Мы видим это по себе и другим. А кроме того мы видим, как сильно отличаются друг от друга поколения: характер, культура, воспитание, образование, семейные и социальные взаимоотношения, государственное устройство - всё с годами претерпевает изменения. Это противоречит природе животного мира, в котором царит всё тот же темп, всё тот же "стиль", всё тот же стандарт. И потому мы проводим разделение на две части:
1. Забота о нуждах тела, о желаниях, связанных с пищей, сексом и семьей. Человек должен видеть в этом свою "животную" часть и проявлять к ней рациональное, серьезное, сбалансированное отношение. Ведь мы задаем своему телу множество лишних неоправданных задач. Даже позитивные факторы при чрезмерном применении несут телу только вред. И наоборот, немного снизив потребление и не пичкая тело фальшивым изобилием, мы перестаем травить его и тем самым делаем ему только лучше.
Еще в древности врачи говорили, что лучше немного плохого, чем много хорошего. Ведь хорошие вещи, когда их чересчур много, наносят телу больший ущерб, чем малое число вещей вредных и ядовитых. Поэтому на материальном уровне, в семье и обществе, в воспитании детей, в межличностных взаимоотношениях мы должны выйти на сбалансированный, рациональный уровень потребления. Это не значит, что надо ограничивать и изнурять себя тяжелыми лишениями, - мы просто поймем, где остановиться, чтобы всё шло нам на пользу.
2. Во всем остальном человек освобождается для главного - для того, чтобы формировать из себя Человека, выстраивая ту часть, которая лежит над животным уровнем. Мы словно принадлежим двум мирам: животному и человеческому. И человеческая часть в нас растет посредством объединения с другими.
Именно во взаимосвязи с окружающими мы должны проделать большую работу, чтобы выйти на ступень Человека. Ведь этот Человек еще не родился. Каждый из нас рождается в виде живого тела, которое покидает материнское чрево и начинает расти. Прежде всего, мы заботимся о его материальных нуждах, чтобы оно было целым и здоровым, чтобы ело, пило и выделяло продукты жизнедеятельности. На этом этапе человек для нас - действительно лишь живой организм, и не более того.
Далее мы заботимся о том, как младенец реагирует на шумы и звуки, на свет и темноту, как учится хватать предметы ручками, управлять своим телом и т.д. Мы покупаем ему всевозможные игры и игрушки и всемерно развиваем его. Если бы мы, со своей стороны, не вмешивались в процесс его роста, не создавали бы для него соответствующих условий, то он не становился бы человеком - перед нами росло бы животное. Человек формируется именно воспитанием. Проблема в том, что наше воспитание эгоистично: мы учим ребенка тому, как использовать мир себе на пользу. Разумеется, мы понимаем, что в его же интересах, для большей верности, надо объяснять ему правила общежития: "Не вреди другим, - вещаем мы, - будь хорошим мальчиком, не заводись, не отнимай вещи у других, уступай, дай поиграть товарищу, соседу - так будет лучше. Зачем тебе нужно, чтобы они плохо к тебе относились и хотели причинить тебе вред?"
Мы знаем, что если дети будут налаживать хорошие отношения с окружением, в ответ оно тоже, хотя бы до некоторой степени, будет благосклонно к ним. И потому всё наше обучение в этих вопросах сводится к простой истине: "Поддерживайте хорошие взаимоотношения со всеми. Это не дает полной гарантии, но надежнее защищает от ответных козней в ваш адрес. Не вызывайте на себя враждебность". Нам это понятно, и тому же мы учим подрастающее поколение. Однако наш личный и всеобщий эгоизм вскормлен средствами массовой информации, пропитан всем тем, что человек видит на телевизионном экране и компьютерном мониторе, а также среди окружающих. Ему подают плохие примеры, и потому, за неимением другого выхода, мы говорим ребенку: "Запишись в боксерский кружок или в секцию борьбы, иди учиться тому, как обманывать других, выучись на адвоката, чтобы тебя не обмишулили, вступи в какой-нибудь бойцовский клуб... Короче говоря, несмотря на хорошие взаимоотношения, ты должен знать, как защитить себя. Таков уж наш мир".
В итоге мы видим, что, несмотря на общее и личное развитие, люди, к сожалению, не ладят между собой. Каждый строит свое счастье и богатство, радость и жизненный успех на разрушении других.
Объединиться, чтобы выжить
Сегодня, когда после всей нашей эволюции, в результате всего пройденного предыдущими поколениями наступает кризис, - мы видим, что выхода нет. У нас в руках разрушительное оружие, мы почти разорили все ресурсы Земли, мы губительно влияем на природу, на экологию, на климат, мы разрушаем себя и человеческое общество. Даже околоземное пространство заполнено космическим мусором, который мы там оставили. А главное - мы не получаем удовольствия от жизни. В мире ширится отчаяние и депрессия, система школьного образования в руинах и т.д. и т.п. В итоге мы приходим к решению о том, что другого выхода нет - нам необходимо изменить человека. Когда-то родители говорили нам: "Будь хорошим мальчиком, не бей других, уступай - и тогда у тебя будет много друзей. Держись хорошей компании, не водись с плохими детьми..." Так мы должны и дальше воспитывать себя самих. Ведь сегодня складывается ситуация, несущая угрозу самой нашей жизни.
Единственное исправление, которое нам требуется осуществить, - это придать себе человеческий облик. Говоря иначе, над уровнем "животной" жизни нашего тела, которое необходимо обеспечивать всем необходимым в сбалансированной, рациональной форме, мы должны формировать уже не дикаря, а Человека. Вся наша работа - личная и общая, социальная, групповая и мировая - в целом, сводится к воспитанию себя. Взаимную ненависть, взаимное отторжение, гордыню, зависть, честолюбие, властность, которой проникнуты наши взаимоотношения, надо перевести в русло учета чужих интересов, поручительства и любви.
Это не красивые слова. Просто у нас нет другого выхода - Природа, эволюция подводит нас к такой ситуации, что если не выстроить добрых отношений, то ничего у нас не получится. В прошлом веке мы развивали международную торговлю, международную культуру, международный туризм, разного рода международные связи. Люди летают из страны в страну и получают от этого удовольствие, но в итоге мы все равно приходим к неприятным состояниям.
Ведь дальнейшее развитие требует объединения: мало общего рынка в Европе - весь мир должен стать общим рынком. Мы видим, что к этому ведет нас наше эго. Однако оно же мешает правильной взаимосвязи, добрым отношениям, участию, взаимопониманию. Мы неспособны на это, что видно по той же Европе, где страны и люди погружаются в распри. Близкие соседи, которые зависят друг от друга, которые уже отменили границы и перешли на общую валюту, все-таки наталкиваются на какое-то препятствие. Что же мешает им развиваться дальше? Есть Америка, Россия, Китай, возможно, Индия, Бразилия - а что с Европой? Она стареет и слабеет - потому лишь, что не может объединиться в одну большую державу, даже эгоистически не может возобладать над всеобщей слабостью. Слишком велики различия в культуре и воспитании, еще не забыты исторические конфликты, и европейцы не могут приподняться над всеми этими путами.
Здесь надо разобраться: можно ли, тем не менее, навести мосты над этими расхождениями? Ведь по сути, методика исправления нашего эгоизма состоит как раз в том, что мы оставляем все разногласия в культуре и воспитании, в религии и даже в государственном устройстве - и надо всем хотим раскрыть зонтик любви. Внутри пускай каждый живет в своей культуре, в своем воспитании, в своей религии и т.д. - и вместе с тем мы хорошо относимся друг к другу.
Могу привести в пример свою семью. Родители у меня врачи, другие родственники - техники и инженеры, жена - тоже инженер, сам я занимаюсь онтологией, а раньше занимался кибернетикой, одна дочь - биолог, другая - философ, сын издает книги и т.д. К тому же у всех очень разные характеры. Однако между нами есть согласие: мы все - одна семья. И в семье мы дополняем друг друга. А ведь могло быть и так, что мы не чувствовали бы принадлежности к одной семье. Ведь все мы разные - не только по характерам, но и по воззрениям, поведению, жизненному распорядку. Если бы не одна сила, которая связывает нас над всеми различиями, мы бы даже не встречались между собой.
Отсюда вопрос: можем ли мы реализовать ту же схему - ради хорошей жизни, ради спасения от войн и разрушений, от цунами, ураганов и вулканов, от крушений рынков и экономик? Разве мы не в силах выстроить такие же отношения между нами? Ведь сказано: "Всё отдаст человек, чтобы спасти свою жизнь". А на повестке дня именно угроза жизни.
Неизбывная потребность в любви
Мы должны понимать, что нам дана методика, которая важнее всех наук. Любая наука, любое наше занятие в жизни оценивается по тому, какую пользу оно может нам принести. А здесь речь идет о методике объединения, методике спасения от суицида. Разумеется, она важнее любой другой науки, и нужно заняться ею со всей серьезностью.
Методика интегрального воспитания - спасение от всех бед. Она не только нейтрализует опасности, угрожающие человечеству - войны, рыночное банкротство, волны голода, эпидемии и пр. - не только охраняет нас от зла, но и поднимает к добру. Она делает из нас нечто такое, что позволяет ощутить жизненную энергию на новой ступени. Там, во взаимоотношениях между нами, мы открываем Человека, человеческую ступень, где мы связаны с внутренней сутью Природы, с тем двигателем, который движет нашим развитием, с помыслом, с величайшей силой, заложенной в Природе. Мы распахиваем перед собой это чувство, начинаем воспринимать Природу именно так, ощущать ее вечность и совершенство. Да и сами, с этим раскрытием, начинаем включаться в него, наполняться им, жить им.
Вот что дает нам методика интегрального воспитания. И потому она лежит над всеми мудростями и науками человечества. Если сравнивать по результатам, ничто другое даже не приближается к ней. И раз мы понимаем всё значение методики интегрального воспитания, разумеется, нам важно не только обучаться ей самим, но и передавать другим людям. Ведь я воздействую на других, а другие - на меня. В этой мере мы подаем друг другу пример, сообщаем импульс, толчок, задействуем позитивный раздражитель - и так движемся вперед. А потому очень важно учиться не только доброму отношению к другим, но и тому, как передавать это отношение, подавать пример друг другу. В свое время родители подавали нам примеры, как правильно играть, как правильно относиться к жизни, к полезным и вредным вещам. Так мы должны воспитывать друг друга. В этом воспитании нет больших и малых - человек учится у всех. И потому мы должны все время отвечать за подачу примера - не только детям, но и друзьям, тем, кто старше, и тем, кто младше по возрасту и по внутреннему состоянию. Каждый должен чувствовать себя путеводителем для других, и это будет налагать очень большую ответственность на его поведение. Каждый должен держать себя так, словно от него, от его поведения перед другими зависит судьба человечества.
Это не красивые слова, такова наша природа. Мы воодушевляемся друг от друга, желая того или нет. Пускай подсознательно, даже если я не очень уважаю человека, все равно я проникаюсь впечатлениями от него. И потому, учитывая, что такого поведения требует от нас Природа, мы должны принять это интегральное воспитание серьезнейшим образом и понять, что именно этого человечество ждет, это ему требуется и это оно получит в оптимальной форме, если мы сможем передать ему это воспитание так же, как сами когда-то получили его от родителей - мягко, бережно, с любовью. Каждый, безусловно, захочет почувствовать, что к нему так относятся. В этом у каждого есть потребность.
По сути, именно так мы и должны расти. В первые годы ребенку достаточно родительской любви, поскольку он еще не знаком с широким миром. Однако в целом, нам надо выстроить прекрасный мир, чтобы за родителями маленькому человеку открывалась любовь товарищей, получивших верное воспитание, а затем такие же добрые отношения в школе, в университете, на работе, в обществе - короче, везде. Переходя из рук в руки, я повсюду буду ощущать теплую атмосферу, участие и любовь, царящие во всем человечестве. Родительская любовь останется со мною на всю жизнь, ширясь и охватывая весь мир. В итоге я буду ощущать ее как высший, универсальный закон Природы, и в ней мне откроется гармония общей системы.
Балансируя на пути любви
Мы должны создавать между нами интегральную систему - формировать правильную "обертку", правильное окружение и тем самым воспитывать каждого. Так мы растим настоящего Человека, с человеческой ступени развития, - растим из тех "дикарей", какими являемся сегодня по отношению друг к другу.
Благодаря добрым взаимоотношениям, участию, обоюдности, взаимной отдаче, мы реализуем две формы поведения:
- добрые взаимоотношения с людьми на человеческой ступени, в нашей плоскости;
- добрые взаимоотношения с Природой, с ее общим законом взаимной отдачи и любви.
Именно исходя из этой общей Силы, Природа выстраивает весь процесс, через который мы проходим. И потому мы получаем поддержку и поощрение от двух факторов:
- от добрых взаимоотношений в человеческом обществе;
- от равновесия с Природой.
На обоих этих направлениях мы достигаем успеха. Здесь возможны ошибки и разбалансировка. А ведь самое главное - относиться к природе сбалансировано. К примеру, "зеленые" заботятся только о флоре и фауне - и мы видим, что это не очень-то помогает им сохранить природу. Мы не можем сохранять ее без соответствующих, правильных взаимоотношений между людьми. Одно зависит от другого. Когда человек становится лучше, это сказывается на всем: тогда он будет охранять также неживую, растительную и животную природу, используя ее только для пропитания, и не более. А в ответ и природа вернется в равновесие. Всё, что мы нарушили, уничтожая целые ее части, возродится у нас на глазах, и весь мир уравновесится. А потому, выбирая из двух направлений - человек и природа, - сначала надо позаботиться о человеке, воспитать человека. От любви к человеку мы перейдем к любви, обращенной на природу в целом. Таков правильный вектор развития.
Однако уже на стадии человеческих взаимоотношений нужно понимать, что в итоге мы должны прийти к равновесию с универсальным законом природы, с общим процессом, со всей нашей эволюцией. Отдав первоначальное предпочтение одному из двух факторов, надо принимать в расчет их оба.
Таким образом, я выстраиваю перед собой схему процесса: сначала обрести любовь к людям, а затем достичь всеобъемлющей любви, заложенной в природе. Тем самым я и завершу свое личное исправление.
Речь - мысль - действие
Исправление, которое надо выстраивать над животной ступенью по направлению к человеческой, исходит не от моего тела, а от человека во мне. Однако осуществляю я его через тело, поскольку оно и есть мое средство исправления.
В своих отношениях с другими, во взаимосвязи, взаимодействии с ними - как негативного, так и позитивного характера - я действую посредством речи, мысли и действия. "Речь" означает, что я должен убеждать себя. Это может быть внутренняя речь, поскольку человек все время разговаривает с собой, а также практическая речь по отношению к другим - о том, как и в каком направлении мы должны меняться. Ведь необходимость в отдаче, вплоть до достижения всеобщей любви, - это процесс, который мы обязательно должны пройти.
Что касается мысли, она, по сути, предваряет речь и действие. Сначала я должен сформировать именно ее. Она проистекает из внутреннего расчета, который я перенимаю у собственного естества, а также у окружения, общества, у своих наставников. Таким образом, надо в первую очередь выстроить мысль, а потом перевести ее в речь. Но речь так и останется красивыми словами, пока я не придам ей "законную силу", укрепив действием. Это действие заключается в следующем: все часы, свободные от насущных забот о моих животных потребностях, я обязан посвящать учебе в рамках интегрального образования и воспитания, либо распространению, т.е. действию по отношению к другим. Задача - подвести всех людей к стандартному уровню, чтобы все жили достойной жизнью, по меньшей мере, над чертой бедности, в справедливом распределении, и никто не чувствовал себя ущемленным.
Таким образом, и мысль, и речь, и действие должны быть направлены на построение нового, сбалансированного общества, в котором все живут на интегральном уровне, в аналоговой системе. В мысли я выстраиваю себя под воздействием окружающих, все время стремясь "подставиться" под более сильное интегральное окружение. Затем, сформировав внутри мысль, я осуществляю ее посредством речи - т.е. убеждения, системы агитации, в которой я нахожусь. А затем наступает черед действия, когда я оказываю практическое влияние путем воспитания и обучения, а также путем того, что поднимаю уровень жизни в мире, чтобы никто в нем не страдал от голода и лишений.
Такова, по сути, наша работа. И тем самым мы приходим к равновесию с природой - к той цели, которую должны постоянно подчеркивать. Равновесие между нами позволяет нам прийти в общее равновесие со всей природой, с ее универсальным законом - и в итоге мы создаем "круглую", совершенную систему. На этом мы и завершаем эволюцию: наше развитие, начавшееся еще с возникновения жизни на Земле, достигает финального равновесного состояния. Это не значит, что тогда всё закончится и Солнце потухнет. До этого еще миллиарды лет, можно подождать. Здесь же речь идет о конце развития человека: если он приходит к равновесию с природой, к этой совершенной гармонии, то больше не испытывает со стороны природы никакого давления и живет совершенной жизнью. Будем надеяться, что мы хотя бы подступимся к этому состоянию в ощущении. И уж точно мы подготовим его для своих детей и внуков. Это в наших руках.