Мой дом - твой дом
Такое непонятное, но самое сильное желание
Вопрос: Вы только что сделали краткий анализ эволюционного развития человека. Вы объяснили, что человек должен совершить определенный скачок в эволюции подобный переходу от неживого уровня к растительному. Затем Вы продолжили объяснение, используя такие понятия как желание получать, свет. Но это слишком сложно для человека, не изучающего Каббалу. Можете ли вы рассказать о каббалистическом понимании эволюционного развития человека без специфических терминов? Ведь это совершенно ново и неожиданно звучит, что человек должен принять другую форму. Что это означает? Мы должны превратиться в какие-то другие существа? Что это такое?
М. Лайтман: Эволюционное развитие человека начинается тогда, когда он начинает воспринимать новый для него мир, находящийся вне пределов чувствительности 5 органов чувств. Эти органы чувств остаются неизменными. С их помощью мы живем в этом мире и обеспечиваем потребности своего физического тела, которое остается и продолжает функционировать. И мы продолжаем подчиняться обычным желаниям, которые не можем изменить: к еде, сексу, семье и т.д. Каждое земное существо подчиняется этим желаниям, выраженным в той форме, которая соответствует уровню его развития. Эти желания относятся к животному уровню, и они не изменяются.
Но кроме этого у нас есть человеческие желания. Поскольку мы живем в человеческом обществе, то наш эгоизм толкает нас быть выше других. В чем? В количестве материальных благ, в положении в обществе, в знаниях - во всем этом мы измеряем, насколько мы выше других. Т.е. помимо желаний, наполняющих мое тело, есть еще желание дать наполнение тому, что мы называем душой. Это желание также может выражаться в различной форме, в соответствии с уровнем развития человека и с тем, насколько он готов пожертвовать своим покоем ради наполнения души.
Кроме этого, в нас развивается еще одно желание. Это желание никак не относится к тому, что мы ощущаем в своем физическом теле, или к желаниям, связанным с нашей жизнью в обществе. Это совершенно новое стремление к какому-то наполнению, которое находится выше нас. Люди, в которых начинает пробуждаться это желание, не знают, как его наполнить.
Поэтому они зачастую отчаиваются или впадают в депрессию, или просто начинают терять вкус к обычным земным удовольствиям и обнаруживают, что ничто их не радует.Это часть эволюции человека. В конечном счете и новое непонятное желание к чему-то более высокому, которое мы называем "точкой в сердце", и потеря вкуса к обычным земным удовольствиям во все большем количестве людей - все это целенаправленный процесс, который должен привести к созданию связи между нами. И это именно тот этап эволюционного развития, который мы должны сегодня пройти.
Те, в ком пробудилась точка в сердце, пройдут этот этап с помощью понимания величия и доброты Бога, т.е. хорошим путем, а остальные - вынужденно, через осознание зла. Но в любом случае это новое желание должно четко проясниться во всем человечестве и привести к объединению.
Это желание не является естественным, т.к. противоречит эгоизму человека. И здесь возникает вопрос - как же мы можем осуществить то, что противоположно нашей природе? Мы должны прийти к состоянию, когда объединение станет необходимым до такой степени, что все поймут это. Те, кто стремится к благой цели, увидят, что без объединения не достигнут ее, а те, кто живет обычной жизнью, поймут, что не выживут. Как осуществить это желание или эту необходимость объединиться?
Прежде всего мы должны пройти этап осознания зла. Что это такое? С одной стороны, раскрывается наша ненависть к другим людям, а с другой стороны, необходимость с ними объединяться. И мы не в состоянии это сделать. Ведь мы даже не осознаем до конца, насколько глубока в нас ненависть к ближнему. Мы готовы на что угодно, но только не на сближение или объединение. Эти вещи не находятся на поверхности. Люди склонны думать, что они вполне могут желать ближнему добра. Но это не так. Когда человек действительно узнает свою природу, выяснив ее для себя во всех проявлениях, только тогда он в полной мере осознает заключенное в нем зло.
Только пройдя этот этап, мы сможем понять, почему "не дана была Тора нашим праотцам". Человек должен прочувствовать всю меру своей ненависти к ближнему, до самого дна, без компромиссов и подслащений. Он должен понять, что его желание получать готово всех уничтожить. И это его суть. Но с другой стороны, он также начнет чувствовать, что без любви к ближнему он погибнет. Т.е. он сам своей эгоистической природой себя же убивает. И он готов к этому. Вы понимаете, насколько ненависть сильнее всего остального!
С этого момента раскрывается точка разрыва и необходимость Высшей силы, без которой невозможно сдвинуться с места. Сегодня мы не ощущаем и не понимаем, что это за сила. Мы должны ее раскрыть. И она раскрывается нам как Тора.
Мы еще не находимся в этой точке. Мы только встали на путь развития, который должен привести нас к этому моменту, который называется война "Гог и Магог". Но раскрытие злого начала должно произойти одновременно с осознанием необходимости объединения, т.е. мы должны прочувствовать наше нынешнее состояние относительно конечной цели, которую обязаны достичь. И когда войдем в это противоборство, постепенно нам станет ясно, что обязана существовать Высшая сила, Высшее управление. Как сказали советники фараона: "Это перст Божий". Эту Высшую силу мы обнаруживаем в самой глубине своего эгоистического желания. Там Она скрывается. Мы обнаруживаем, что именно эта сверхъестественная сила нас ведет и нами руководит. И вот тогда, когда эта сила в нас раскрывается, мы готовы работать вместе с ней. Это и называется Торой.
На сегодняшнем этапе развития человечество должно сделать несколько шагов к раскрытию зла. Внутри этого зла раскроется и та сила, которая его создала. Это произойдет естественным образом. Люди вдруг начнут понимать, что кто-то с нами играет, мы как будто находимся под покрывалом, через которое на нас воздействуют. Кто-то нас путает, портит, это на самом деле не мы.
Человек - не камень
Вопрос: Мы говорили о том, что у человека есть желания и 5 органов чувств, и желания развиваются по направлению к конечной цели, т.е. к объединению. До этого момента развитие идет естественным образом. Затем Вы сказали, что мы должны осуществить объединение. Непонятно, если развитие происходит естественным образом, то почему мы должны что-то осуществлять, ведь камень не решает, что сейчас он должен развиваться, он просто развивается в процессе эволюции.
М. Лайтман: Камень не развивается. Он изменяется вслед за сменой решимот. Наши решимот развиваются и приводят нас в конечном счете к источнику разбиения. У этого источника есть два противоположных свойства. И тогда человек начинает чувствовать света и келим. Он ощущает, что есть здесь какая-то посторонняя сила. Если ты сегодня скажешь людям, что ими управляет какая-то отрицательная сила, о тебе подумают, что ты сумасшедший. А здесь человек начинает явно ощущать, что действительно есть какая-то Высшая сила, которая им управляет.
Вопрос: Есть две силы, которые действуют в человеке и развивают его. Вы могли бы объяснить эти силы, найти им какое-то определение?
М. Лайтман: Эти две силы человек сейчас должен для себя раскрыть и прояснить. Они называются "злое начало" и "доброе начало". Они находятся в каждом из нас. Но это не просто плохие или хорошие желания. Плохое и доброе мы определяем по отношению к объединению с ближним, т.е. как эти силы относятся к разбиению келим.
Все то, что идет на пользу объединения, называется добрым. Все, что этому объединению мешает, называется плохим. Человек должен прийти к такому состоянию, когда в полной мере осознает необходимость объединения и рассматривает свои действия и свойства только по отношению к этому. То, что приближает его к объединению, является его добрым началом.
Все, что мешает и отдаляет от цели, проявление злого. Это единственный правильный подход, и это та внутренняя работа, которую мы начинаем в Египте, когда выясняем для себя, что Израиль - это яшар эль, т.е. те, кто стремится к Богу, а "египтяне" - это все те, кто остается и не может идти к цели. И эту внутреннюю работу должен проделать каждый человек, в большей или меньшей степени, но каждый. Человек обязан определить, что приближает его к объединению, а что - отдаляет. Он должен понять, что в его силах сделать, а в чем - он бессилен. Это описывает и Пасхальная Агада.
Это выяснение произойдет естественным образом, нам даже не нужно ничего объяснять. Не стоит путать людей, описывая подробности всей внутренней работы. Достаточно дать общую картину, и человечество само придет к этому. Жизнь научит, все должны будут пройти и пройдут на собственном опыте все ситуации, о которых мы говорим. Кроме того, внутренние выяснения, требуемые от человека, минимальны. Ведь и сегодня наше определение плохого и хорошего в большой степени интуитивно.
У нас есть чувства и разум. Чувства связаны с желанием, они находятся внутри его, и они присущи всем. Разум - это способность человека критически относиться, анализировать свои чувства. Это уже зависит от уровня развития человека, а поэтому присуще разным людям в разной степени. Есть люди с природной склонностью к подобного рода углубленному анализу, а есть такие, которые просто живут как живется, и принятие решений происходят у них почти без включения критического анализа, ведь они находятся в основании пирамиды, в ее самой низкой, но широкой части. Поэтому нужно раскрыть человеку общую картину, и каждый возьмет из нее то, что ему нужно.
Ты в ответе за 7 млрд. детей
Вопрос: Откуда появится в этой массе людей желание к объединению? Разве оно не должно прийти из понимания необходимости подчиниться законам системы? Что, кроме страданий, подвигнет к этому?
М. Лайтман: Нет, конечно, желание придет из нашего объяснения. Мы находимся в абсолютной и неразрывной связи друг с другом, в полном взаимном поручительстве. Такое положение было создано без нашего согласия, и у нас нет выбора.
Представь себе, что ты покупаешь квартиру в доме, где живут еще 50 соседей, и при заключении контракта без твоего ведома, но ты подписал взаимное поручительство со всеми соседями. Теперь ты отвечаешь за все, что происходит в этих 50 семьях. Это значит, что если кто-то из них совершит преступление, придут с требованиями к тебе и посадят вместо него в тюрьму. С него ничего не будут спрашивать - только с тебя! Все равно, как если вдруг твоя собака нагадит на лестничной площадке, с кого будут спрашивать - с собаки или с хозяина? Конечно хозяина оштрафуют, а не собаку. Вот точно так же ты будешь отвечать за всех. Это настоящее взаимопоручительство.
Человечество должно понять, что оно сегодня находится под давлением этого договора об абсолютном, полном взаимопоручительстве, и каждый отвечает за всю планету. Что мы можем сделать в противовес этому тяжелейшему договору, который невозможно отменить? Ведь быть ответственным за всех - это невыносимо, а если начнем мстить и отвечать плохим на все плохое - навредим еще больше всем и себе. Люди почувствуют, что нет другого выхода, кроме как объединиться добровольно, по-хорошему. Но в том-то и проблема, что сделать это по-хорошему не дадут.
Т.е. даже когда появится понимание необходимости и желание объединиться, и с этим согласятся даже правительства на каком-нибудь очередном совете таком, как G20, тогда и каждый в отдельности, и целые народы обнаружат свою неспособность к объединению. Вроде бы все понимают безысходность состояния, и в то же время нет никаких возможностей осуществить объединение. Это раскрытие чужой власти над нами.
Как будто кто-то свыше специально строит препятствия, ставит нам подножку, не дает осуществить желаемое несмотря на все наши усилия и наперекор логике. Так это раскроется. И тогда "застонут сыны Израиля от этой работы". Когда это произойдет, раскроется третья сила: "Исраэль, Тора и Бог едины". Тот, кто хочет выйти из этого состояния, должен воспользоваться Светом из Источника, чтобы заменить в себе ненависть на любовь и полюбить то, что прежде ему было ненавистно.
На этом пути нас ждут очень непростые проблемы. Ведь все должны прийти к полному исправлению, а это совсем не просто. Мы не осознаем до конца насколько мы ненавидим Бога, насколько находимся в отдалении от Него, в обратных свойствах. Трудно поверить, что любовь к Нему вообще возможна. Кого мы должны полюбить? Ведь именно Он создал все плохое в этом мире, опускает нас до самого низкого состояния, до положения законченных грешников. Мы ненавидим Его, и именно Его и никого другого, т.к. "Нет никого, кроме Него". И именно из этой точки, к которой должен прийти каждый в мере развития своего кли, мы должны перевернуть все абсолютно в обратном направлении - и... полюбить.
Вопрос: Давайте остановимся секунду до ... Бога. Это уже слишком высоко.
М. Лайтман: Почему же высоко? Можно назвать это по-другому - природа, например. Есть такой слой, уровень в нашей собственной организации, который мы не можем ни изменить, ни вообще как-то прикоснуться к нему. Это внутри нас, а не где-то в атмосфере.
Мой дом - твой дом
Вопрос: До этого, Вы привели пример об общем доме и общем договоре о взаимопоручительстве. Этот пример очень понятен, и сегодня каждый может это ощутить на себе. Есть ли в этой ситуации что-то положительное?
М. Лайтман: Конечно. Если мы будем жить по законам взаимопоручительства, то и весь дом будет нормально функционировать, и атмосфера станет такой, что каждый будет чувствовать себя открытым для других и в то же время защищенным. Двери в таком доме не будут запираться на замок. И все мы хотим жить в таком доме, но кто-то все время нам мешает это осуществить.
Каждый как будто бы хочет быть в связи с другими. Вначале ему кажется, что эта связь не выстраивается из-за кого-то, кто этого не хочет. А затем человек раскрывает, что это из-за него самого. Ведь то, что от нас требуется - это связь через сердца, а над своим сердцем человек не властен. Мы можем внешне, в физических действиях относиться друг к другу хорошо, но полюбить сердцем... Что означает полюбить? Войти в чьё-то сердце, в чьи-то желания и ощутить их как свои? Нам даже невозможно представить насколько сильной должна быть связь между нами и в мыслях, и в желаниях. Это должно раскрыться.
Все это прояснится достаточно быстро, но в свое время. Не нужно подгонять и пытаться перескочить через какие-то ступени в развитии. Это может привести к немалым проблемам. Всему свое время.
"После того, как каждый сказал: "Сделаем и услышим", это стало возможным."
Только тогда, когда есть помощь Высшей силы и есть указания Торы, и человек может соединить эти две вещи. К этому состоянию приходят из безысходности, когда нет другого выхода, кроме как подняться над ненавистью или погибнуть. Тогда человек соглашается к объединению. Но если это единственное решение и человек согласен, то для чего нужна Тора? А для того, чтобы готовность к объединению перевести в способность это сделать, т.к. человек сам не в состоянии это осуществить. Это просто выше его сил, и для этого нам нужна Тора.
В мире всегда были и сейчас есть коммунисты и другие люди, готовые объединяться. А есть такие, которые не хотят и не стремятся к объединению, утверждая, что это невозможно. Но на самом деле это утверждение исходит из их нежелания объединяться. И они хоть и говорят, но на самом деле не понимают до конца, что это действительно невозможно. Для того, чтобы это утверждать, нужно сначала все для этого сделать и потерпеть неудачу. Сначала человек говорит, что это невозможно, просто из нежелания. Затем он осознает необходимость объединения и прикладывает усилия к этому. И только после того, как вложил все силы и не смог, тогда он действительно понимает, что не способен. Но желание есть. Всегда должны быть эти две точки вместе.
Это также как в работе в группе. С одной стороны, должно быть величие цели, а с другой, невозможность ее достижения. Тогда человек может поднять МАН - молитву. Малхут и Кетер должны быть соединены вместе.
Также и здесь. Люди должны со всей силой страсти стремиться к объединению - "как один человек с одним сердцем", тогда раскроется им средство для этого, и они смогут к нему прийти. Это произойдет не сразу, а в конце исправления, но с той минуты, когда поднимут молитву, Бог уже будет с ними. Три компонента - Исраэль, Тора и Бог - уже будут вместе. С этой минуты и навсегда. Исраэль - это готовность к объединению, но неспособность его осуществить своими силами, Тора - объединяющая сила, которая действует внутри общего кли, и Бог, который раскрывается при этом. Отсюда, от получения Торы, начинается подъем по духовным ступеням.
"Понятно без всякого сомнения, что если у всего народа не будет в жизни другой заботы, кроме как стоять на страже интересов товарища, чтобы он ни в чем не имел недостатка, и если будут делать это с истинной любовью, отдаваясь этому всем своим естеством, то, безусловно, ни у кого из народа не будет необходимости заботиться о собственном существовании, так как весь народ заботится о нем".
На самом деле и это не совсем понятно. Непонятно, является ли моя забота о ближних результатом их заботы обо мне? Или, может быть, наоборот, я должен заботиться о них так, чтобы и они были обязаны заботиться обо мне, и таким образом я буду склонять чашу весов в пользу человечества? А, может быть, я вообще должен наполнять других, не думая о том, заботится ли кто-то обо мне или нет? Т.е. в моем влиянии на ближнего, есть ли все-таки где-то там внутри наполнение самого себя, которое называется "необходимым"? Есть здесь аспекты, которые требуют дополнительного выяснения.
"Из сказанного можно понять, почему не была дана Тора нашим отцам. Ведь нельзя реализовать методику каббалы в малом количестве людей".
До тех пор, пока люди не раскроют взаимозависимость друг от друга, они еще не готовы к духовному развитию и "дарованию Торы".
Отцами называются все те ступени и состояния, которые мы проходим неосознанно. Рождаясь в этом мире маленькими и зависимыми, мы растем и развиваемся в семье, рядом с родителями, и мы не понимаем того, что с нами происходит. Также и в духовном мире мы проходим какие-то ступени, находясь в зародышевом или неосознанном состоянии, не понимая проходимых нами состояний. Это называется ступенью отцов.
Все человечество на предыдущих стадиях своего развития до настоящего момента по отношению к духовному находилось на ступени отцов. Сейчас же оно начинает понимать взаимозависимость друг от друга, а потому приближается к ступени сыновей. В этом состоянии мы нуждаемся в исправляющей и объединяющей нас Силе. Поэтому всегда, когда человек находится один или в небольшой группе людей, или когда все человечество ощущает себя разъединенным на части и нуждается в объединении, тогда появляется необходимость в Торе. А если этого ощущения разъединения, разбиения нет, то тогда нет и необходимости в Торе.
Первый человек, который почувствовал это и впервые прошел весь процесс раскрытия духовного мира, был Адам. Первой группой людей, которая это осуществила, были наши праотцы, народ Израиля. А сегодня это происходит со всем человечеством. Это тот же процесс осознания зла, затем необходимость в средстве для исправления, т.е. в Торе и каббале, т.к. именно в каббале, которая является внутренней частью Торы, содержится Свет, возвращающий к Источнику. И только в науке каббала этот Свет действительно исправляет.
Чудовище скрывается внутри тебя
Вопрос: Когда человеку плохо, он обычно ищет виноватых вокруг себя. Это может быть жена, друзья, коллеги, что-то в системе и т.д. Когда люди начнут понимать, что причина всего - третья сила, а не банкир или какой-то другой человеческий фактор? Как вообще люди придут к пониманию, что все эти ситуации созданы третьей, нечеловеческой силой?
М. Лайтман: "Вредитель находится внутри потопа." Так раскрывается человеку. Когда его страдания невелики, он довольствуется обвинением себя самого или других. С увеличением страданий он опускается по всем уровням авиюта, и на последнем он раскрывает, что все это исходит от Бога. Таков порядок ступенчатого развития желаний.
Поэтому даже большие ученые, которые поднимаются выше других в своем понимании устройства материи, приходят к мысли о том, что есть какая-то разумная сила, Высший разум, управляющий материей. И хотя вера в сверхъестественные силы меньше всего характерна этим людям, занимающимся сугубо материальными вещами, но именно из этих занятий они и приходят к таким выводам.
Вопрос: Получается как в голливудских фильмах, где все смотрят на небо, а оттуда спускается огромное чудовище и угрожает всему миру.
М. Лайтман: Если тебе это видится так, что кто-то откуда-то с небес гипнотизирует нас, то пусть будет так. Но эта сила находится внутри нас. Что такое вне нас? Все только внутри. Человек все больше и больше будет раскрывать, что весь мир находится внутри него. Мы это изучаем в вопросе о восприятии действительности. И так нам будет раскрываться.