Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 38
Участники беседы:
Михаэль Лайтман - известный ученый-исследователь в области классической Каббалы, доктор философии, профессор онтологии и теории познания, член Всемирного Совета Мудрости (World Wisdom Council), основатель международной академии Каббалы.
Ведущий, Михаил Санилевич - преподаватель международной академии Каббалы.
Обсуждаемые темы:
- Что обижает каббалиста
- Взгляд на себя изнутри и снаружи
- Как исправить связи между людьми
- Почему путь к Богу проходит через страдания?
- Диалог с Богом
- Душа в замороженном теле
Что обижает каббалиста
Ведущий: Первый вопрос к Вам - немного личный: "Можно ли обидеть каббалиста и чем?" - спрашивает Аня из Киева.
М. Лайтман: Ну, попробуй.
Ведущий: На что Вы обижаетесь вообще?
М. Лайтман: Я обижаюсь на все! На то, что меня не слушают, мной пренебрегают, меня не любят, мной не восхищаются, меня не почитают. Что еще можно сказать? Ну, помоги.
Ведущий: Вы все перечислили.
М. Лайтман: Скажу откровенно: я не обижаюсь ни на кого, кроме как на своих учеников, которые бездельничают. Я этого не терплю.
А остальной весь мир - нет. Его реакции, движения, функционирование, существующие отношения между людьми, все, что в нем происходит, весь этот балаган меня совершенно не трогает и не возмущает. Я понимаю природу происходящего и пытаюсь каким-то образом это все улучшить, смягчить, изменить.
Простой человек, не настолько близкий мне как ученик, меня практически ничем не может задеть. Я могу воспринять от него любые глупости, грубости, потому что понимаю, что таков он, этот человек.
А вот ученик - да. Я очень резко реагирую на недостаточно упорное выполнение им своих обязанностей в учебе, распространении, в работе со своими товарищами.
Ведущий: А почему? Ведь ученик - тоже человек.
М. Лайтман: Ученик - это не человек. Это - ученик.
Если он пришел для того, чтобы заниматься, он уже не просто человек, у него есть особое звание "ученик каббалиста". И если он действительно вступил на этот путь, то обязан выполнять все. Иначе лучше не начинать, потому что он, находясь среди моих учеников, участвуя неправильно в группе, вредит остальным, сверлит дырку в общей лодке. Лучше, когда его нет.
Ведущий: У ваших учеников есть градация, какие-то звания?
М. Лайтман: Да, моя внутренняя градация - каждый из них имеет у меня внутри какое-то свое место, свой уровень. Но он постоянно меняется.
Ведущий: Среди них есть начинающие, есть "ветераны".
М. Лайтман: Начинающие или продолжающие - это неважно. Принимается во внимание и сколько занимается ученик и его желание к этому.
Есть ученики, которые занимаются давно, прикладывают огромное количество усилий, но продвигаются медленней, чем те, чьи усилия меньше, а продвижение быстрее. Это обусловлено тем, что мощь их души намного большая, их душа, как бы, тяжелее. Я имею в виду удельный толчок, который дает каждый из них в соответствии со своими возможностями. А я все это вижу, чувствую, принимаю во внимание.
Ведущий: Но у Вас миллионы учеников. Вы всех их знаете?
М. Лайтман: Количество не имеет значения. В каббале все учитывается очень просто, в отличии от материального мира, где ты должен определить каждого, обязательно связавшись с ним. В каббале это воспринимается совсем по-другому. Она дает инструменты, направленные не на меня, а от меня - на них, поэтому мне ничего не стоит держать во внимании миллионы одновременно.
Ведущий: Это интересно, но, честно говоря, непонятно.
М. Лайтман: Да, это иная природа - не поглощение, а отдача. В природе отдачи ты можешь одновременно контактировать с миллиардами людей, которые полностью связаны друг с другом. Если любой из них делает малейшее движение - это влияет на всех. И ты постоянно видишь всю эту картину. Она в тебе меняется, переливается всеми своими свойствами, различными определениями.
Ведущий: И Вы отличаете там одного от другого?
М. Лайтман: Если надо - любого, конечно.
Но, как правило, меня это не интересует. Я выдаю свой материал так, что каждый воспринимает его в мере своего усилия, поэтому нет проблем с тем, чтобы дать одному - так, а второму - иначе.
На моих уроках присутствуют от мала до велика и по возрасту, и по стажу. Каждый получает от меня то, что ему нужно, даже если он на уроке спит или думает о своей теще. А ощущает, осознаёт он то, что он получил от своих усилий, внимания к тому, что я ему даю.
Взгляд на себя изнутри и снаружи
Ведущий: Следующий вопрос: "Вы говорили на одном из уроков, что если бы мы все видели только внутри себя, то никогда не смогли бы прояснить, исследовать все свойства. Объясните подробнее, зачем мы видим снаружи вот эту картинку".
М. Лайтман: Восприятие нашей действительности построено так, что всё ощущается внутри нас. Снаружи не существует ничего. Мне только кажется, что есть нечто снаружи, я ведь слышу, вижу, что-то трогаю, я среди этого живу! Это все существует в моих желаниях, которые делятся на: неживые, растительные, животные, человеческие. В них я ощущаю наш мир и себя в нем.
В таком случае возникает вопрос: почему мы не ощущаем себя и всех остальных - в себе, ведь на самом деле это так и происходит? Почему из внутренних ощущений все как бы выходит наружу и играет на внешнем экране, как будто все это существует вокруг меня, а сам я нахожусь внутри какого-то объема? Я - внутри, а все - снаружи, хотя ощущается мною внутри. Почему это показывается мне инверсно?
Потому что, воспринимая мир существующим снаружи, вне меня, я могу его постичь, проанализировать, соединиться с ним и таким образом узнать его получше. Будь он внутри меня, я бы изучил только свои, но не его свойства. А поскольку эти свойства от меня как бы отдаляются, я не чувствую их своими, то могу изучать происходящее в них.
Главное для меня - происходящие события. А изменения моих свойств от меня скрыты, и это позволяет мне увидеть, узнать работу, которую проделывает надо мною Высшая сила.
Ведущий: Это помогает абстрагироваться?
М. Лайтман: От себя самого.
А в духовном мире этого нет. Там я сразу начинаю ощущать внутри себя Высшую силу, Её действия, соединение со мною и так далее. Все происходит именно во мне. И ничего - снаружи! Нет абсолютно никаких иллюзий - всё во мне. И что бы я ни читал, что бы я ни переживал, ни наблюдал в духовном мире или даже по ходу чтения книги - это все я ощущаю только внутри себя.
И я начинаю понимать, что все мироздание, весь мир - это все только один я. И так каждый из нас.
Ведущий: Интересная картина.
М. Лайтман: Эта картина немножко непонятна людям. Но я думаю, что наука с этим будет постепенно соглашаться. Я контактирую со многими учеными, и вижу, что они начинают приближаться к этому пониманию.
Такой взгляд на мир может быть только у человек, занимающегося методикой входа в это состояние, которая называется каббала. Но в итоге все люди начнут раскрывать это истинное состояние, существование. Тогда они узнают и правильно поймут, что называется творением, мирами, нашим миром, нашей вселенной.
Ведущий: В этом мире мы отделены один от другого телами. Я могу сейчас, разговаривая с Вами, думать о теще. Вы не видите этого, не знаете, не умеете читать мои мысли. А Вы как-то рассказывали, что в духовном все знают о твоих мыслях, намерениях. Там можно что-то скрывать?
М. Лайтман: Можно скрывать, не показывать, а можно и показывать - есть у человека свобода действия. Правда, она продиктована только добром.
Ведущий: Вы говорили, что духовный мир - это голые силы, голые желания. Сейчас мое желание - голое, все его могут видеть или там есть какая-то оболочка?
М. Лайтман: И да, и нет. До конца общего исправления, когда все души поднимаются и полностью раскрывают все мироздание, существует возможность скрывать себя, свое духовное постижение от других, если есть такое желание.
Как исправить связи между людьми
Ведущий: Следующий вопрос: "Есть разные уровни связи между людьми: семья, работа, друзья, город, страна, народ и так далее. О какой связи между людьми Вы говорите? Я понимаю, что не о тех, которые я перечислил. Но объясните, что Вы имеете в виду под исправлением отношения?", - спрашивает Сергей из Торонто.
М. Лайтман: Мы, каббалисты, имеем в виду такое состояние, когда все люди достигают абсолютно полного слияния между собой. Конечно, не физического. Как можно слиться телами? Растопить их, что ли? Говорится о душевном слиянии, когда человек в своих желаниях не чувствует, что он отделен от других, когда желания всех превращаются во что-то одно, общее.
Представьте себе, что взяли все внутренние желания абсолютно всех людей на Земле и бросили в общий, кипящий котел. Там это растворилось, перемешалось, превратясь в одно общее желание, понимание, не относящееся ни к кому из нас в отдельности. Это на самом деле является общим творением, и к нему мы должны прийти, несмотря на разделяющие нас огромные эгоистические пропасти.
Эти пропасти еще больше увеличивают наше соединение друг с другом над нашим разумом и желаниями, нашими свойствами, всевозможными привычками, обычаями - неважно чем. Всё соединяется в огромный кипящий котел.
Из противоположных, противоречивых, абсолютно несовместимых желаний получается огромная масса, огромная сила, дающая такую внутреннюю мощь, в которой проявляется Бог, Его высший свет. При других условиях этот свет проявиться не смог бы.
Достичь максимального эгоизма и бросить его в котел, в котором растворяются все наши желания, мысли, чувства, все наши задатки - это является целью нашего создания. И когда это все растопится, перейдет в единое, гомогенное состояние, вот тогда в нем полностью проявится Высшая сила - Бог - в абсолютно явном виде, в своем бесконечном совершенстве и величии. И мы будем всему этому как бы вместилищем.
Ведущий: Что такое "объединение между душами"? Чем, конкретно, это отличается от другого объединения?
М. Лайтман: Объединение между душами - это соединение устремлений к постижению Высшей силы. И это общее устремление работает как у партнеров. Объединенные таким образом души обладают большей мощью, силой, могут быстрее раскрыть Бога. А раскрыв Его, каждый из нас может брать оттуда соответственно своему личному вкладу. Так же как партнеры в нашем мире.
Ведущий: Это называется "объединение между душами"?
М. Лайтман: Да. Душа - это желание. Только есть желания к наслаждениям нашего мира: пища, секс, дом - природные, естественные желания; или богатство, знание, сила, власть - желания, продиктованные жизнью в социуме. А есть стремление к раскрытию Высшей силы.
Ведущий: На самом деле, это просто - есть я, есть мой товарищ, - как он пишет: "объединение между друзьями". У меня есть желание к определенному виду спорта. У него тоже. Мы объединяем эти желания, начинаем заниматься. У нас есть общий интерес - называется, что мы друзья?
М. Лайтман: Да.
Ведущий: Так же объединяются души - Вы хотите постичь смысл жизни, я тоже?
М. Лайтман: Если у тебя один смысл жизни, у меня другой - это не духовное.
Но если мы четко определяем, что называется "Богом", если мы оба хотим Его достичь с помощью определенной методики, объединяем для этого свои желания, то это и есть наше партнерство. Тогда мы с тобой называемся "одна душа".
Ведущий: Надо четко выяснить, что понятия "Творец" у нас одинаковы?
М. Лайтман: Да. Поэтому мы вместе занимаемся, распространяем, вместе участвуем во всем, что касается духовного постижения.
Почему путь к Богу проходит через страдания?
Ведущий: Следующий вопрос: "Почему человечество должно пройти через разные кризисы и прочие страдания, чтобы начать задавать вопрос о смысле жизни? Ведь это Бог рождает все мысли и чувства в нас. Так почему же Он не дает человеку желание к духовному раньше? Почему именно через страдания?" - вопрос из Вашего блога.
М. Лайтман: Мы можем спрашивать только о наслаждениях этой жизни: почему у меня нет того или другого, или почему мне плохо? Но нет у нас никакой возможности задуматься о чем-то духовном - по-настоящему духовном, а не о том, что человечество подразумевает под этим словом.
Бог подгоняет нас к духовному двумя силами.
Отрицательной силой дает нам абсолютное разочарование, пустоту в этой жизни. И тогда нам остаются наркотики или самоубийство.
Одновременно с этим Он возбуждает в нас какое-то непонятное желание: чего хочу - не знаю; к чему стремлюсь - не знаю; куда обратиться - непонятно. Но куда-то двигаться надо, толкает меня.
И вот из этих двух желаний - разочарования в этой жизни и стремления к чему-то непонятному, духовному - рождается направление к Богу. А без того, чтобы на меня действовали эти две силы, я не могу двигаться.
Ведущий: Пусть действуют. Но зачем все эти болезни, катастрофы? Нельзя было что-то полегче придумать?
М. Лайтман: Нет.
Ведущий: Это обязательно должно быть?
М. Лайтман: О! Это еще мелочи по сравнению с тем, что может быть... Бог нас ведет очень щадящим методом. Вытащить нас из нашего эгоизма и "разболтать", дать пару оплеух, чтобы мы немножко пришли в себя и посмотрели в правильную точку, для этого у Него существуют очень много возможностей. И Он так не хочет ими пользоваться, но...
Ведущий: Нет, в этом сомнений нет. Мы это понимаем. Если уж так, то почему страдают обычно хорошие люди?
М. Лайтман: Откуда ты знаешь хорошие они или плохие?! Где ты видел хороших людей? Эгоисты, эгоисты. Что в них хорошего? То, что они не убивают других? Ну а те, что убивают других... Они этим выполняют Бога, ведь человек в нашем мире не свободен. Хороший человек или плохой, ты судишь по тому, что Бог вызывает в нем какое действие, какую реализацию Его планов.
Ведущий: Если нет свободы воли, то разницы нет - человек убивает или рожает?
М. Лайтман: Все животные... Нет никакой разницы между людьми, ни вознаграждения, ни наказания. Ты можешь создавать тюрьмы или вешать медали - это только твое личное впечатление от того, что Бог делает с человеком.
Ведущий: Не может человек принять картину своей несвободы.
М. Лайтман: Выходя из этого мира, наблюдая за ним со стороны, начинаешь ощущать его таким. Картина меняется абсолютно полностью! Становится очевидным, что никто здесь не свободен. Тогда вообще пропадает линейка, по которой ты можешь оценивать людей.
Ведущий: Без страданий мы не продвинемся. Так получается?
М. Лайтман: Страдания - это ощущение пустоты в жизни. Оно должно быть в первую очередь, иначе ты никогда не станешь искать другие источники наполнения.
Альтруистический источник наполнения, находящийся вне тебя, построенный на отдаче и любви к другим, ты сам никогда не найдешь. Как ты можешь его найти, если ты эгоист? Поэтому в тебе искусственно возбуждается тяга к духовному, которая приводит тебя в группу, или к экрану телевизора, создавая контакт с этой методикой.
И только таким образом, исходя из плохого состояния в этой жизни и какого-то толчка вперед в направлении к духовному, ты начинаешь работать. Можно было бы возбудить человека добрым путем, если бы мы не были эгоистами. От хорошей жизни человек в каббалу не приходит.
Диалог с Богом
Ведущий: Следующий вопрос: "Очень многие на блоге спрашивают у Вас о своих состояниях: в результате занятий каббалой у них возникают иллюзии, что с ними Творец говорит, они с Богом говорят".
М. Лайтман: Я не отвечаю, потому что это - глупости. Так утверждают те, кто находится в психиатрической лечебнице.
Ведущий: Сегодня на уроке Вы говорили, что надо ощущать, как Бог с тобой говорит и так далее.
М. Лайтман: Я подразумевал совсем другое ощущение, когда Он с тобой говорит внутренним голосом. Это не слуховые иллюзии, не какой-то образ, контактирующий с тобой.
Это - твое внутреннее состояние, при котором твои ощущения, достигнутое свойство любви и отдачи определяется тобой как Бог, и ты с Ним находишься в контакте - со своим собственным свойством, а не с чем-то посторонним! Оно называется Богом.
Я сам определяю, делаю более выпуклым это свойство отдачи, которое рождается и растет во мне. Когда я начинаю работать с ним - это называется, что я разговариваю с Богом.
Люди обычно думают, что Творец - это нечто, существующее вне меня, где-то там - наверху, неизвестно где. И это ведет ко всевозможным, не совсем здоровым, иллюзиям.
Ведущий: Вот как раз они спрашивают: как правильно, точно определить это состояние?
М. Лайтман: Когда Творец в вас определится, вы Его почувствуете явно. Ни в коем случае не думайте, что что-то проявится снаружи. Нет снаружи ничего! Только внутри человека.
Душа в замороженном теле
Ведущий: Последний вопрос: "Существуют частные компании, которые замораживают людей сразу после смерти. Предполагается, что в будущем найдут способ их оживить. Возможно ли такое с точки зрения каббалы, если будут решены все технические проблемы? - это первый вопрос. - И сохранит ли замороженный через десятки или сотни лет свою личность, или станет неосознанным животным?", - спрашивает Андрей из Костромы.
М. Лайтман: Существует несколько ответов на этот вопрос.
Надо понимать, что ничего в нашем мире не происходит без "наводки" Бога. Если людям будут даны такие технические возможности, то и у души будет несколько вариантов прохождения кругооборотов жизни: она будет заморожена, допустим, на 20-30 лет, а потом продолжит исправления в этой жизни.
Или вынесут душу из замороженного тела и вернут ее в то же тело, только через какое-то определенное время и в других обстоятельствах в нашем мире. Вполне возможно, что таким образом это будет сделано.
Может быть и другой вариант: останется только животное тело, которое невозможно воскресить, то есть оно будет животным, души в нем не будет никакой. Это будет существование какого-то белкового тела с минимальными животными функциями.
Это очень непростой вопрос. Его можно разбирать, но я не думаю, что человечество к нему подойдет и будет его решать.
На самом деле, нам осталось не так много времени на эти разглагольствования - всего несколько десятков лет для того, чтобы достичь своей полной гармонии с природой. Мы к ней все равно придем, или добрым путем, или путем очень больших неприятных воздействий. Я надеюсь, что мы достигнем быстро и хорошо. Без замораживания.
Ведущий: Наша передача подошла к концу. Я хочу напомнить, что ответы на все вопросы, которые я пытаюсь задавать профессору, вы можете найти на личном блоге Михаэля Лайтмана по адресу: laitman.ru в разделе "Фильмы и клипы".