Глобальный мир. Уроки о новой жизни человечества - 3. Часть 2
Часть 2. В ближайшее время человечество избавится от всех видов работ, в которых нет необходимости, кроме тех, что нужны для обеспечения всего необходимого для нормальной, рациональной жизни. Для этого человеку понадобится работать два-три часа в день, а все остальное время будет свободным. В эти часы люди будут не просто освобождены от работы, а должны будут создавать окружение, влияющее на всех остальных. И каждый из них будет оказывать воздействие на других, чтобы любой человек находился под правильным влиянием нескольких видов окружения, способствующих его дальнейшему росту.
Теплица для человечества
Этот процесс подобен тому, как выращивают фрукты и овощи в теплице. Им последовательно создают разные условия в особых сочетаниях, и в силу этого они благодатно растут, а мы получаем к своему столу отличные сладкие фрукты на любой вкус. То же самое нам понадобится сделать с самими собой и с нашими детьми. Эта работа станет основным занятием человека, живущего в новой эре.
И не без оснований мы рассматриваем нынешний кризис не как трагедию - а как положительное явление, рождение нового общества, нового человечества, в котором мы начинаем готовить себя к следующей ступени объединения и реализации всех возможностей, имеющихся в каждом из нас.
Таким путем мы продвигаемся к взаимному соединению и взаимопониманию и словно создаем из всего человечества образ одного человека, все части которого гармонично дополняют друг друга и создают единое целое.
В созданном нами едином человечестве мы раскрываем одну силу, дающую нам чувство, что каждый из нас уже живет не в личном внутреннем ощущении, а в общем восприятии этого единого целого. Человек живет и при этом чувствует жизнь всех остальных, ставших ему настолько близкими, что он их понимает и чувствует, и включается в них.
Получается, что я уже не живу жизнью простого, маленького человека, а моя жизнь сопряжена с дыханием и жизнью всего человечества. Из состояния маленького, слабого индивидуума я начинаю подниматься к самому высокому статусу в природе. Такой мы ощущаем жизнь с нового для нас уровня "говорящий", относящегося к ступени Человек.
Как психология, так и наше отношение к жизни, и мировосприятие изменятся с мелкого, эгоистичного, узкого, личного воззрения на широкое глобальное восприятие. И через призму всего человечества, словно через новые очки, я начну видеть новый мир.
Теперь я смотрю на него по-другому и раскрываю в нем жизнь, которая зависит не только от желаний моего тела, а от всех людей в мире. И тогда я поднимаюсь к ощущению жизни вне своего тела. Так с помощью психологического подъема мы достигаем особого состояния.
Весь процесс, который нам необходимо пройти, можно разделить на две части. Первая часть - это путь, пройденный нами до сих пор. На всем его протяжении мы развивались, не слишком используя окружение. А если и приходилось прибегать к его помощи, то лишь в редких случаях.
Сейчас же мы находимся в кризисе, который обоснованно называют глобальным и интегральным. Теперь мы чувствуем, что у нас нет выбора, и с помощью среды нам нужно развиваться определенным образом в таком направлении, чтобы и все человечество было интегральным и глобальным, связанным вместе, как один человек с одним сердцем. Достичь этого можно с помощью соответствующего окружения.
Это и есть жизнь на "человеческом" уровне, начинающаяся после выхода из животного уровня, на котором мы жили волею случая. А теперь мы начинаем направлять свое развитие в заданном направлении, чтобы получить из теплицы чудесный плод во всем его совершенстве.
Благодаря такой учебе мы будем знать, как организовать свое окружение, и с его помощью создать самих себя и все человечество. Поэтому тема: "Окружение как фактор, определяющий доброе будущее человека" - самая главная в учебе и практических занятиях на этом курсе. Я надеюсь, что эта учебная программа будет принята во всем мире. Она приведет нас к хорошей жизни и принесет замечательные плоды.
Мир сквозь призму окружения
Вопрос: Что Вы имеете в виду, говоря о жизни вне тела?
М. Лайтман: Мы и сейчас живем жизнью вне своих тел. Я живу в моих чувствах, желаниях, мыслях, полученных от окружения. Они - не мои, а приобретены мной из окружающей среды. Разумеется, они находятся во мне, но я называю их "внетелесные". Потому что я живу интересами, полученными от других, которые внушают мне и советует, чем стоит жить, о чем думать, что чувствовать.
Я даже не знаю, что если бы жил в лесу, то у меня было бы совершенно иное понимание мира в сравнении с тем, что есть у меня сейчас. Окружение словно дает мне другое видение мира и вынуждает воспринимать его так, а не иначе. И действительно - это большая проблема.
Скажем, я бы получил от своего окружения такие понятия, что быть каннибалом или убивать людей, или использовать их каким-то образом - это нормально, а ты видишь жизнь совсем иначе. У тебя совершенно другое отношение к животным, к самому себе, к миру, к семье. Мы живем в той модели восприятия, которую общество внушило нам на протяжении нашего развития, - и таким мы видим мир.
Прилетая в другую страну, иногда меня поражает, что люди там мыслят совсем иначе и тяготеют к другим ценностям. Поэтому у них иной взгляд на вещи, - они не видят того, что вижу я. Они судят людей не так, как мы. И если ознакомиться с книгами по истории или сводами законов разных стран, то мы увидим насколько мы разные.
Я уже не говорю о различии в культуре или об особенностях приготовления пищи. Меня интересует мировоззрение человека, а не то, чем он любит наполнять свой желудок. Важно его понимание исторических событий, человеческой жизни, добра и зла, его отношение к вознаграждению и наказанию, чего человек должен достичь, какую жизнь желает для себя построить.
Одни люди готовы день напролет проводить за карточным столом и любят, чтобы их обслуживали, а другим важно вносить, где можно, свой посильный вклад, интересоваться достижениями науки, раскрывать для себя что-то новое. Взгляд на эти вещи может колебаться из крайности в крайность.
Мы видим, что проблема общества состоит в том, что мы не понимаем друг друга. Какую претензию, в основном, жены предъявляют своим мужьям? - "Ты меня не понимаешь!" И это на самом деле верно, потому что мы действительно не получили воспитания, как жить в семье.
Когда я был юношей, меня не учили тому, что такое женщина. Это какое-то живое существо, живущее рядом со мной? У нее есть определенные требования, своеобразный характер? Какое видение жизни есть у женщины в противовес мужчине? Женщина - это совершенно противоположный, ни от кого не зависимый мир. Понимаю ли я ее? Желаю ли я ее понять? Считаюсь ли я с ней? Способен ли я это сделать?
Поскольку мы не получили никаких внутренних моделей того, что собой представляет женщина, каким типом мышления она обладает, каким она видит мир, то не можем с ней считаться. Мужчина действительно ее не понимает, и поэтому каждая их встреча изобилует взаимными атаками. Они стараются каким-то образом уживаться друг с другом, но на самом деле понимать, т.е. включаться друг в друга, - они не способны. И - это большой изъян в нашем воспитании.
Об этом красноречиво говорит статистика разводов и нежелающих создавать семью. В системе воспитания детей мы наблюдаем аналогичное положение - мы не знаем, как правильно относиться к ребенку. Всем нам известно, что участились случаи жестокого обращения родителей со своими детьми, - а все потому, что родители их не понимают.
Я и сам ощущал на протяжении всей жизни, прошедшей рядом с моими детьми, насколько я их не понимаю, как мне недостает подготовки быть отцом. Ведь отец - это воспитатель, создатель, тот, кто формирует ребенка для предстоящей жизни. Но мне не удавалось это сделать в силу того, что во мне совершенно не развивали ни ощущение, ни понимание всего, что имеет отношение к детям, а этому обязательно следует учить.
Увидеть мир глазами женщины
На протяжении десятков тысяч лет до сегодняшнего дня мы развивались по воле судьбы - и фактически этим ничего не достигли. А психология - наука о человеке, о его природе и внутреннем мире, существует всего около ста лет. До ее появления мы не считали нужным изучать свое поведение и развивались подобно животным по воле случая. Лишь сейчас мы почувствовали необходимость в знаниях о человеке, об обществе, об окружении, о том, как его создавать, и как правильно организовать свою жизнь.
Само понятие "внетелесная жизнь" немного отдает мистикой, но не имеет к ней никакого отношения. Оно означает развитие взгляда на себя самого как бы со стороны, возможность видеть мир глазами другого человека. В силу этого у нас появляется возможность понимать друг друга, - а это как раз то, что нам нужно уметь.
Мужчинам немыслимо трудно посмотреть на мир глазами женщины. Но практически каждый из нас живет в семье и понимает необходимость ее создания, - иначе мы вымрем, как динозавры. Мы обязаны иметь детей и воспитывать их. Поэтому нам важно понять психологию противоположного пола и уяснить для себя не только, как правильно жить, но и как наслаждаться этой жизнью.
Включаясь друг в друга, мы обретаем вторую половину мира. Так мы устроены. И это называется "жизнью вне тела", т.е. мы получаем дополнительное восприятие извне. До сих пор я развивался эгоистически внутри своего тела и стремился, как можно больше наполнить себя и как можно меньше принимать в расчет знание, мнение и взгляды ближнего. Сегодня же кризис, в который оказался вовлеченным весь мир, обязывает меня стать частью ближнего, принять его точку зрения, его взгляд, его внутренний мир. И тогда я будто бы выхожу из себя и становлюсь частью остальных людей. Тем самым я приобретаю желания и мысли всего человечества, - все его возможности. Я как бы выхожу из своего собственного тела и обретаю возможность ощутить всю реальность.
Здесь старая эпоха уступает место новой, совсем иному ощущению реальности. Теперь у меня появляется возможность видеть и чувствовать действительность не внутри своего узкого восприятия, а через общее ощущение и понимание, накопленное всем человечеством.
Если я сближаюсь со всеми остальными людьми и получаю воспитание в обществе, представленном во всей его широте и разнообразии, то обретаю возможность видеть жизнь во всем спектре ощущений и восприятий, а не только в личном. Ведь сейчас в меня включены все люди, и моя палитра мира становится намного богаче.
Включение в мировой разум
Вопрос: Что означает способность "чувствовать мир через всех"?
М. Лайтман: Если я включен в других, ощущаю то, что они чувствуют, и думаю о том, о чем они думают, то понятно, что обладаю способностями, в несколько раз большими, чем рядовой человек. Я намного шире, способен больше включить в себя. Ведь наше восприятие каждого явления зависит от количества параметров, которые мы способны усвоить, от резолюции взгляда.
Количество параметров зависит от того, насколько много в меня включено противоположных вещей. Благодаря контрасту между ними я различаю отдельные части и могу построить из них, как в лего, много вариантов. При этом я понимаю, из чего состоят эти конструкции, и чем одна отличается от другой.
И если принятые мной от других людей чувства и разум абсорбированы мной, то я становлюсь обладателем разных и противоположных свойств. Тогда я воспринимаю мир более многогранно, и относительно предыдущего плоскостного восприятия это выглядит как выход в иное измерение.
Психологически это совершенно новое восприятие, новый мир. Тем самым я поднимаюсь над ограничениями тела, связанными с категориями времени, движения и пространства, ведь я включен в человечество. Я обретаю его общее чувство, его созидающий разум - данные, приходящие к нам от природы.
У меня появляется возможность постичь чувство и разум, заложенные в природе и находящиеся в ней как мой корень. Оттуда исходит все развитие в этом мире. В этом развитии я вижу, что возвращаюсь в то место, в тот корень чувства и разума в природе, из которого развилась вся цепь творения: неживое, растительное, животное и я - человек, который достигает корня и тем самым замыкает круг развития.
Я хочу подчеркнуть, что не случайно природа подталкивает нас к состоянию взаимного поручительства, чтобы мы буквально потеряли свои частные свойства. Мы их не теряем, а лишь приподнимаемся над ними, потому что они материальные, относящиеся к животному уровню.
Все частное во мне относится к заботе о теле, чтобы оно просуществовало отпущенное ему время наилучшим образом. А развитие состоит в том, чтобы мы поднялись от заботы о теле к общей заботе. Эта общая забота наделяет нас совершенно иными свойствами - не телесными. Благодаря им, я раскрываю программу и цель творения, намерение природы, в которой ни один элемент не развивается случайно - все движется согласно программе. И я эту программу могу постичь.
И как только я устремляюсь к интегральному видению, связываясь с другими людьми, тут же начинаю улавливать это интегральное видение, меняю свои очки на круглые, интегральные. Я вижу всю природу, а не получаю от нее узкий канал относительно моего тела - то, что несет мне пользу или вред: еда, сон, развлечения и прочее. Нет, я не живу этим! Я живу на уровне, который не зависит от моего тела, и уже смотрю на природу, которая выше тел. Я будто не нахожусь в теле: сужу, проверяю, контролирую из общечеловеческого разума и чувства. Эта ступень в корне отличается от нынешней.
Сейчас я всего лишь развитое животное - в определенных рамках и неизвестно, в хорошую или плохую сторону. А благодаря включению в мировой разум я достигаю нового измерения. Я качественно меняю свое восприятие в мире, в котором нахожусь. Он становится истинным, ведь я уже не смотрю на мир через узкую эгоистическую щель, притягивая полезное и отметая вредное, а буквально выхожу через нее наружу и живу в мире. А там восприятие совершенно иное: не через эгоистическое сито, через которое я вижу только то, что мне полезно или вредно, а вне зависимости от себя. Это называется новым измерением, присущим человеку.
И тогда я, действительно, раскрываю разум и чувство, находящиеся там, в светлом состоянии вне моего тела, за стеной с узкой трещиной, через которую я смотрю. Я понимаю весь процесс и назначение творения.
Наши исследования показывают, что это действительно так, что это нечто для нас неуловимое. Но мы уже начинаем осознавать, что, очевидно, этот уровень существует. Его можно сравнить с темной материей: она существует, но мы ее не воспринимаем, а это 90% всей материи, существующей во Вселенной. Так общее чувство и разум, находящееся во Вселенной, мы пока не можем раскрыть. Однако ученые, изучающие космос, говорят о присутствии там мощного чувства и разума, как звуков, которые мы не можем уловить, а только слышим некий шум. Мы не можем эти явления раскрыть, потому что они относятся к измерению выше нас.
Цепочка поколений
Вопрос: Что подразумевается под понятием "предыдущие кругообороты нашей жизни"?
М. Лайтман: Я говорил о поле, через которое мы связаны друг с другом. Кругооборот означает, что от поколения к поколению переходят генетические данные, в которых пока что мы обнаруживаем лишь материальную часть. Но там есть чувственная и рациональная информация мировосприятия предыдущего поколения, которая переходит к потомкам.
Поэтому даже младенцы в новом поколении являются результатом предыдущего поколения, и в них есть все, что прошли все поколения перед ними. Так через цепочку поколений происходит развитие человечества. И как от поколения к поколению мы передаем материальные достижения техники, науки и искусства, так мы передаем и наше внутреннее чувственное и умственное развитие.
Проверить это можно на новорожденных. Мы видим, что сейчас дети рождаются в восприятии, соответствующем нашему поколению. А если бы мы могли родить младенца, относящегося, скажем, к десяти поколениям до нас, то увидели бы, насколько он отличается от современного младенца потенциалом и возможностью развития.
Это явление можно назвать кругооборотами, потому что человек переносит в эту жизнь данные от предыдущей жизни. А что такое предыдущая жизнь? - Переданная ему жизнь предыдущего поколения.
Скажем, сто лет назад жили люди, обладающие определенным уровнем разума и чувств. Они развивались в своем поколении и умерли. Их дети относятся уже к другому уровню развития. Почему? Потому что одно поколение передает другому не только физическую материю, образованную из клеток отца и матери, но и некий внутренний человеческий посыл. Развитие поколений мы называем кругооборотами.
Итог. Максимально выразить себя в интегральной связи
Все зависит от окружения. Общая проблема всего человечества и каждого человека в частности состоит в том, чтобы сформировать такую многогранную и в то же время единую среду для всех людей, которая соответствовала бы индивидуальности каждого. Тогда каждый получит от этой среды воспитание, которое позволит ему максимально выразить себя в связи с другими людьми в интегральной системе.
Цель общества - объединить всех, чтобы в этом объединении каждый обрел свое полное выражение.